В соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения дать представление об основных тенденциях развития культурологического знания. Раскрыть




НазваниеВ соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения дать представление об основных тенденциях развития культурологического знания. Раскрыть
страница1/8
Дата конвертации15.02.2016
Размер1.24 Mb.
ТипДокументы
источникhttp://krasurao.ru/student/_Рабочие программы дисциплин/РПД Психология/Культурология.rtf
  1   2   3   4   5   6   7   8

  1. Цели и задачи дисциплины


Основные цели дисциплины – в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения дать представление об основных тенденциях развития культурологического знания. Раскрыть специфику культуры как сложного, глобального феномена, не имеющего локализации в пространстве и времени, ознакомить с категориальным аппаратом данной науки, представить историю культуры как закономерный процесс развития человеческого потенциала и, одновременно, вскрыть специфику различных культурных образований, акцентируя внимание на месте в этом процессе русской культуры и цивилизации.

Задачи дисциплины – раскрыть сущность понятий «культура» и «цивилизация», ознакомить с типологией и классификацией культур, показать различие культурно-исторических типов и своеобразие их динамики, особенности межкультурных коммуникаций, ознакомить с основными культурно-историческими центрами и регионами мира, посредством культурологического анализа явлений вскрыть их историко–культурное своеобразие на основе вычленения таких компонентов культуры, как система ценностей, религия, представления о пространстве и времени, о счастье, о судьбе.

.

  1. Место дисциплины в структуре ООП


Дисциплина «Культурология» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин ООП бакалавриата. Б.1. – Гуманитарный, социальный и экономический цикл.


Изучение дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении следующих дисциплин: история. философия, логика.

Знания, полученные при освоении курса культурологии, будут необходимы студентам при изучении всех дисциплин гуманитарного цикла.


  1. Требования к результатам освоения дисциплины


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



пп

Индекс

Компетенции

Содержание компетеции

(или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:




ОК 1

Владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

Знать основные этапы и особенности развития культуры,

Уметь ориентироваться в материале, анализировать полученную информацию.

Владеть навыками самостоятельной аналитической работы с материалом, фактами и явлениями культуры, выбора путей достижения поставленных целей.




ОК 2

Владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке

Знать основные пласты русской языковой культуры,

Уметь их различать, использовать при решении творческих задач.

Владеть навыками создания и редактирования культурологических текстов профессионального назначения.




ОК 10

Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

Знать законы и особенности развития современного информационного общества,

Уметь различать угрозы , существующие в современном обществе, для развития культуры, знать требования информационной безопасности,

владеть навыками контроля и самоконтроля, касающимися информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны как фактора сохранения и развития культуры.



В результате освоения дисциплины студент должен:


Знать:

-актуальные проблемы современной культурологической науки;

-различные подходы к определению сущности культуры;

-теоретические концепции культуры;

-особенности становления и развития цивилизаций;

-специфику русской культуры;


Уметь:

– применять основы теории цивилизаций (цивилизационный критерий) при анализе культур;

- выявлять коды культур;

- анализировать типологию культур;


Владеть:

-методами анализа культурных процессов;

-способностью прогнозирования конкретной социокультурной ситуации;

-навыками исследования общего и особенного в исторических судьбах культур;.


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы

Всего

часов

Аудиторные занятия (всего)

54/28/8

В том числе:




Лекции

20/6/4

Практические занятия (ПЗ)

30/18/4

Семинары (С)




Лабораторные работы (ЛР)




Контроль самостоятельной работы (КСР)




Самостоятельная работа (всего)

54/80/96

В том числе:




Курсовой проект (работа)




Расчетно-графические работы




Реферат




Другие виды самостоятельной работы




Вид промежуточной аттестации (зачет, диф.зачёт, экзамен)

Дифф. зачет

Общая трудоемкость/ час. Зач. ед.

108

4



Примечание:

Распределение часов для очной, очно-заочной и заочной форм обучения в тематическом плане представлено чрез дробь (54/28/8).


  1. Распределение часов по темам и видам учебных занятий

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 4 зачетные единицы,108 часов.

Примерный тематический план1





п/п


Раздел

Дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

семестр

Лекции

Практ.

занят.

Самост.

раб.







МОДУЛЬ 1 Раздел I. Теория культуры

1

Структура и состав современного культурологического знания


1

1/1/1

*3/1/1

4/6/8

-

2

«Культура» как базовое понятие теоретической культурологии: генезис содержания и современная трактовка. Динамика культуры

1

1/0/0

*3/1/0

4/6/8

Практическая работа

3

Культура как система, ее структура и функции. Культура и цивилизация

1

2/0/0

*3/2/0

5/7/8

Практическая работа

4

Типология культуры

1

1/0/0

*3/2/0

5/7/8

-




МОДУЛЬ 2. Проблемы развития культуры

1













5

Становление и развитие идеи культуры в западной общественной мысли

1

2/2/1

*3/2/1

5/7/8

Практическая работа

6

Разработка теоретических проблем культурологии в трудах представителей отечественной общественной мысли

1

2/0/0

*3/2/0

5/7/8

Практическая работа

7

Человек в природном и культурном пространстве

1

2/0/0

*2/2/0

4/6/8

Практическая работа

8

Культура и глобальные проблемы современности

1

2/0/0

*2/2/0

4/7/8

Тестирование




МОДУЛЬ 3. Раздел II. Историческая культурология

1













9

Генезис человеческой культуры. Восточные типы культур: своеобразие индийской, китайской, японской цивилизаций. Культура арабо-мусульманского Востока.

1

2/2/1

*2/1/1


4/7/8


Тестирование

10

Идея прогресса в контексте динамики европейской цивилизации

1

2/0/0

*2/1/0


4/7/8


Тестирование




Раздел III. Россия как цивилизация

11

Истоки и специфика развития русской культуры

1

2/1/1

*2/1/1

5/6/8

Тестирование

12

Место и роль России в мировой культуре

1

1/0/0

*2/1/0

5/7/8

Тестирование










20/6/4

*30/18/4

54/80/96







КСР



















Дифф. зачет



















ИТОГО:

108

20/6/4

30/18/4

54/80/96





Примечание: знаком * обозначены темы практических занятий, проводимых в интерактивной форме.


VI. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ


Раздел 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ


Тема 1. СТРУКТУРА И СОСТАВ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Культурология как гуманитарная интегративная наука, ее специфика, взаимосвязь и отличие от других гуманитарных наук. Предмет и методы культурологии. Законы культурологии, историческая специфика их проявления. Функции культурологии. Современный этап развития культурологии и его особенности.

Структура современного знания о культуре: гуманитарное, социально-научное и прикладное знание.

Теоретическая культурология и философия культуры: предмет и проблемные поля этих областей культурологического знания. Изучение культуры методами социальных и гуманитарных дисциплин.

Предмет и методы исторической культурологии, ее связь и отличия от общеисторических дисциплин. Философско-историческое направление изучения культуры; анализ социально-культурных норм и регулятов, коллективных форм поведения в различные исторические эпохи. Исследования генезиса и динами истрико-культурных процессов, природных и исторических условий существования человеческих сообществ.

Прикладная культурология как совокупность концепций, методов и познавательных процедур, ориентированных на практическое использование результатов базовых культурологических исследований. Интегративный характер прикладного уровня культурологического знания. Отраслевой подход в прикладной культурологии: изучение образовательной и просветительской деятельности учреждений культуры, музейного дела, охраны культурного и природного наследия.


Тема 2. КУЛЬТУРА КАК БАЗОВОЕ ПОНЯТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ: ГЕНЕЗИС СОДЕРЖАНИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ТРАКТОВКА. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ.


Генезис понятия «культура». Многообразие концептуальных подходов к осмыслению феномена культуры. Обыденное и теоретическое представления о культуре (философский, социологический, гуманитарный, культурно-антропологические подходы). Субъект культуры. Культурогенез.

Динамика культуры. Исследование процессов изменчивости в культуре, их обусловленности и направленности. Многообразие динамических типов и форм: макромасштабная динамика культуры – предмет исторической культурологии; микромасштабная динамика культуры- как предмет прикладной культурологии.

Основные составляющие культурной динамики: поступательно-линейный вектор развития, фазовые, циклические и этапные изменения. Понятие о культурных инверсиях, культурных взрывах. Следствия динамических процессов в культуре: обогащение и дифференциация культур, застой и упрощение, упадок, деградация, кризис культуры. Понятие о ризоме. Динамика в различных сферах культурной активности.


Тема 3. КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА, ЕЕ СТРУКТУКРА И ФУНКЦИИ. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ


Структура и состав культуры. Морфология культуры. Функции культуры как совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к человеческому обществу. Универсальная функция культуры - обеспечение социальной интеграции людей. Функция структурной дифференциации социума: социально-территориальные и социально-функциональные группы различного масштаба; группы коммуникативные, этнические, конфессиональные. Функции обмена информацией и социальным опытом.

Культура и цивилизация. Трактовка понятия «цивилизация» в философской и культурологической мысли. Исследования «иных цивилизаций» в работах Тацита и М.Монтеня.

Генезис цивилизаций и их типология.


Тема 4. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ


Типологизация как метод изучения культур и культурных процессов. Различные основания и критерии типологии культур. Типология, основанная на линейно-прогрессистской схеме классической философии истории Нового времени: (Первобытная культура, культура Древнего Востока, Античная культура, Средневековая культура, Культура эпохи Возрождения, культура Нового времени).

Формационная типология культуры (культура первобытного общества, рабовладельческого, феодального, буржуазного, социалистического).

Культурно-историческая типология Августина Блаженного.

Восточные и западные типы культур. Дифференциация цивилизаций на Восток и Запад (Гегель). Дифференциация цивилизаций на Восток-Запад-Россия (Чаадаев, Бердяев, Соловьев).

Типология культуры О.Шпенглера, А.Тойнби, Н.Я.Данилевского, П. Сорокина.

«Дионисийский» и «аполлонический» тип культуры (Ф.Ницше).

Социальная типология культуры. Дифференциация культуры на народную, массовую и элитарную. Генезис массовой и элитарной культуры. Проблемы дегуманизации искусства.

Типология субкультур.


Тема 5. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ КУЛЬТУРЫ В ЗАПАДНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ


Социально-исторические предпосылки становления культурологической мысли в эпоху Возрождения. Формирование основных принципов европоцентризма.

«Классическая модель» культуры в европейской философии. Просветительская концепция культуры в работах Вольтера, Руссо.. Вклад Гердера в становление и развитие культурологической мысли. Культура как проблема европейской философии XIX в. Природа и культура в трудах И.Канта.

Основные принципы «классической модели» культуры: гуманизм, антропоцентризм, историзм, рационализм.

Философия культуры. Критика классического образа культуры. Кризис рационализма. (А. Шопенгауэр, Р. Вагнер, Ф. Ницше). Марксистская концепция культуры.

Культурная антропология. Понимание культуры в трудах представителей культурной антропологии (Г. Спенсер, Э.Б. Тайлор). Э.Тайлор - родоначальник эволюционной школы. Специфика современного эволюционизма. Л. Уайт и др. представители неоэволюционизма о культуре. Структурный функционализм в культурной антропологии.

Культура как система «институтов» (Б.К. Малиновский). Культура как структура /А.Р. Радклифф-Браун/. Судьбы структурализма в ХХ в.

Представители Баденской школы неокантианства В. Виндельбанд, Г. Риккерт о методологических проблемах «наук о природе» и «наук о культуре». Становление аксиологической концепции культуры.

Понимание культуры как «символической Вселенной» в трудах представителей Марбургской школы Когена и Кассирера. Зарождение символической концепции культуры.

Психоаналитическая концепция культуры (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер, Ж.. Лакан).

Гуманитарное направление в культурологии. Проблема «понимания» в «науках о культуре». Герменевтика и культурология (Х.Г. Гадамер, В. Дильтей, П. Рикёр).

Становление игровой концепции в трудах И. Хейзинга, Г. Гессе.

Постмодернистская ситуация и культурология. Деконструктивизм Ж. Деррида. От структурализма к постструктурализму (М. Фуко, Р. Барт).


Тема 6. РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ КУЛЬТУРОЛОГИИ В ТРУДАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ XIX-XX ВЕКОВ


Концепция культуры Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, П.Сорокина.

Историческая наука в поисках культурного синтеза. Школа «Анналов» и ее отечественные предтечи (Л.П. Карсавин, П.М. Бицилли). «Менталитет».

Семиотический подход к культуре. Культура как знаково-символическая система. Зарождение отечественной семиотической школы (Ю.М. Лотман, Б.Д. Успенский и др.).

Диалогическая концепция культуры (М.М. Бахтин, М. Бубер).

Проблемы современной культурологии в трудах отечественных ученых советского и постсоветского периода.


Тема 7. ЧЕЛОВЕК В ПРИРОДНОМ И КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ


Культура и природа. Культура и природа как взаимодополняющие понятия современной теории культуры. Культура как компенсация биологической недостаточности человека. Ненаследуемость социально опыта генетически – как отличительный признак человека как культурного существа.

Культура как этап общей эволюции природы. Анализ различий природы и культуры на разных уровнях сложности средств адаптации, саморегуляции и трансляции опыта следующим поколениям.

Культурно-экологические традиции как предмет культурологического анализа. Понятие о культуре природопользования. Экология культуры.

Культура и Личность. Взаимодействие культуры и личности в культурной антропологии, философии и психологии культуры. Влияние теоретических моделей фрейдизма на исследования взаимоотношений между личностью и культурой. Культурно-историческая психология как направление исследований.

Культура и личность в психоантропологии: изучение невербальной коммуникации в этнокультурных общностях. Исследования мотивации поведения.

Культура и общество. Изучение общества как целостной системы. Понятие о социальной организации у просветителей: аналогии общества с организмом, идеи разумной организации общества.

Культура и общество как пересекающиеся сферы человеческого бытия. Инкультурация и социализация как аспекты вхождения индивидуума в общество. Социализация как ненаследуемое научение культуре. Процесс социализации индивиды путем интернализации норм. Семья как первичный агент социализации. Исторические формы и этнические особенности процессов социализации в разных культурах.

Понятие о социальном опыте как наборе ценностных ориентаций и установок, способствующих консолидации общества. Понятие поколения в социологии и культурологии. Возрастные субкультурные образования и межпоколенный конфликт.


Тема 8. КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ


Глобализация как социокультурный феномен. Трактовка глобализации в трудах Э.Валлерстайна, А.И.Уткина, В.Л. Иноземцева, А.С.Панарина, С.Амина, Н.Глейзера.

Предпосылки возникновения глобализации. Социокультурные последствия глобализации. Глобализация и ее влияние на процессы развития культуры современного общества. Глобализация в системе взаимоотношений между народной, элитарной и массовой культурой.

Теории глобальной культуры и мультикультурализма в конце ХХ века. Проблема преемственности культур и возможности их понимания, понятие диалога между различными типами культур.

Информационное общество и его культура. Осмысление современного общества в трудах М. Кастельса, Д.Белла, М.Маклюэна, Э.Тоффлера.


Раздел II. ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ


Тема 1. ГЕНЕЗИС ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ВОСТОЧНЫЕ ТИПЫ КУЛЬТУР: СВОЕОБРАЗИЕ ИНДИЙСКОЙ, ЕГИПЕТСКОЙ, КИТАЙСКОЙ, ЯПОНСКОЙ, МЕСОПОТАМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. КУЛЬТУРА АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОГО ВОСТОКА.


Современные представления об антропогенезе и начало формирования первобытной культуры. Роль языка в становлении человека и его культуры. Основные формы освоения человеком мира. «Неолитическая революция» и зарождение культур «речных цивилизаций Древнего Востока. Единство и многообразие.

Культура Древнего Египта. Природно-климатические условия и их влияние на специфику развития культуры. Литература, архитектура, изобразительное искусство, скульптура.

Культура Месопотамии. Мифология и религия, их отражение в памятниках культуры. Значение шумеро-вавилонской культуры в духовном развитии человечества.

Культура Древней Индии. Этнические истоки индийской культуры. Роль религий индуизма, джайнизма, буддизма в культуре Индии. Индо-мусульманский синтез. Специфика архитектуры, театрального и изобразительного искусства.

Культура Древнего Китая. Конфуцианство о человеке, культуре, обществе. Даосизм и его основные принципы. Буддизм в Китае и его влияние на национальную культуру. Научные и технические достижения Китая. Модернизационный потенциал китайской культуры.

Культура Японии. Истоки национальной японской культуры. Синтоизм. Буддизм в Японии. Модернизация на национальной основе: «Второе развитие» страны и пути развития культуры.

Многообразие культурного мира мусульманских стран. Зарождение ислама и его влияние на развитие культуры. Контакты и завоевания как форма культурного взаимовлияния. Суннизм и шеизм в истории ислама. Картина мира и место человека в исламской культуре. Политические идеалы. Правовая система. Соотношение веры и разума. Философия и наука. Роль знания и ученых в мусульманской культуре. Культовые центры как очаги развития культуры. Особенности художественной культуры ислама. Суфизм и его влияние на развитие творческих возможностей человека. Проблемы реформаторства и традиций в исламской культуре. Ислам и современный мир.


Тема 2. ИДЕЯ ПРОГРЕССА В КОНТЕКСТЕ ДИНАМИКИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

1. Античность как тип культуры. Природно-климатические, экономические, социально-политические предпосылки возникновения античной культуры. Агональное начало в культуре.

Античный космологизм и его основные черты. Античная мифология и религия. Особенности художественной культуры архаики, классики. Ордерная система архитектуры. Скульптура. Литература и театр Древней Греции. Рационализм древних греков. Зарождение и развитие философии. Античный идеал калокагатии и его обоснование в трудах Пифагора, Сократа, Аристотеля. Основные черты эпохи эллинизма.

Греция и Рим. Преемственность и новаторство в культуре древнего Рима. Гражданственность как доминанта римской культуры. Развитие философии, науки, техники, права, драматургии, литературы, искусства, риторики, архитектуры в Древнем Риме.

Зарождение христианства и его влияние на древнеримскую культуру.

2. Средневековая культура. Кризис античной культуры и переход к средневековью как новому типу культуры. Карнавализация духовной жизни и «смеховая культура». Церковь и светская власть: коллизии противостояния и союза. Средневековая картина мира и место человека в ней. Рыцарская культура и ее влияние на духовную жизнь. Особенности средневековой художественной культуры. Романский и готический стили. Социальная структура и ее восприятие современниками. Корпоративизм. Городская средневековая культура и ее особенности.

Характеристика средневековой культуры в работах И. Хейзинги, Т.П. Грановского, П.М. Бицилли.

3. От эпохи Возрождения к новоевропейской культуре.

Ренессанс как переходный этап в истории европейской культуры. Секуляризация культуры и обращение к античности.

Культура эпохи Возрождения и новые представления о человеке и его месте в мире. Диалогизм и многообразие в характере культуры Возрождения. Гуманизм. Титанизм.

Отражение нового мировоззрения в художественной культуре. Литература эпохи Возрождения. Архитектура эпохи Возрождения.

Реформация и ее влияние на социокультурный процесс в Европе. Новый взгляд на Бога и отношения Бога с человеком. Протестантизм и его основные течения. Взгляды М. Лютера, Ж. Кальвина, Т. Мюнцера. Лютеранство. Оправдание верой. Протестантская мораль и возникновение нового типа личности.

Рационализм и Просвещение. Культурный проект модерна. Идея европоцентризма. Особенности культуры эпохи Просвещения.

Классицизм в искусстве и его каноны. Архитектура классицизма. Литература классицизма.

4. Западноевропейская культура ХIХ-ХХ вв.

Предпосылки возникновения новой социокультурной реальности.

Развитие промышленного капитализма. Утверждение новой системы ценностей. Либерализм. Расцвет естественных наук. Позитивизм как философия и идеология. К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, О. Шпенглер и др. о противоречиях развития западноевропейской цивилизации. «Кризис самосознания» Запада и его отражение в социально-философской мысли. Переосмысление картины мира и места человека в ней. Утрата европейской культурой своей целостности. Зарождение элитарной и массовой культуры. Возникновение «одномерного человека», «одинокой толпы». Иррационализм. Западноевропейская художественная культура ХIХ века как зеркало общественных противоречий . Многообразие и смена художественных стилей. Романтизм. Натурализм. Импрессионизм. Модернизм как синтетическое художественное направление. Реализм в искусстве. Духовное развитие Европы в начале ХХ века. Декаданс в искусстве. Научно-техническая социокультурная модернизация. Внедрение информационных технологий в производство и культуру регуляции социальной практики. «Пост» или «анти» модерн. Постмодернизм как результат осмысления итогов «проекта модерн». Кризис «метаповествований». Плюрализация жизненных стилей. Децентрализация мировоззрений. Глобальных проблемы современности. Поиски новой идентичности в культурах постиндустриального общества Запада. Перспективы развития культуры «фаустовской цивилизации».


Раздел III. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ

Тема 1.ИСТОКИ И СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Отражение специфики этногенеза восточных славян на особенностях начального развития славянской культуры. Языческий культ и его атрибуты. Языческая культура и ее роль в христианизации Древней Руси.

Социокультурная и догматическая специфика восточной ветви христианства. Крещение Руси как культурно-исторический выбор. Процесс адаптации восточного христианства в Древней Руси. Цивилизационное значение выбора веры. «Информационный взрыв» в Х веке.

Мир русской иконы. Творчество Ф. Грека, А. Рублева, Дионисия. Культ троицы. Местные школы иконописания и их специфика. Особенности развития декоративно-прикладного искусства в ХIV–ХVI вв. Московский Кремль как символ объединенной Руси. Градостроительство Москвы и других городов. Шатровый стиль. Участие европейских архитекторов в храмовом и светском строительстве. Европейское влияние и элементы синтеза в художественной культуре.

Секуляризация духовной жизни российского общества в ХVII веке. Культурная ориентация верхов и низов. Переходность как свойство культуры ХVII века.

Школа и просвещение. Славяно-греко-латинская академия. Киево-могилянская академия. Литература: поэзия, драматургия, бытовые повести, исторические сочинения.

Парсуна. Архитектура: шатровый стиль, «московское барокко», деревянное зодчество. Придворный театр, музыка. Быт и нравы. Общество и культура накануне петровских реформ.

Изменение вектора культурного развития России в ХVIII веке: от постепенной европеизации к быстрой модернизации всех сфер жизни общества. Развитие гуманистических принципов в культуре ХVIII века. Идеи внесословной ценности человека и их реализация во всех сферах культуры.

Развитие европейских наук и нравов. Новая система воспитания. Образование и его сословная структура. Пансионы, гимназии, университеты, академии. Московский университет. Петербургская и Российская академии.

Особенности Просвещения и абсолютизма при Екатерине П: формирование «нового человека и гражданина». Светский характер и «открытость» русской культуры ХVIII века.

Век классики - «золотой век русской культуры». Основные черты национальной культуры: самобытность, демократизм и гуманизм.

Реформы 60-70-х годов Х1Х века и их значение для русской культуры.

Изменения социального ландшафта в порефор­менной России и включение в культурную жизнь новых социальных слоев, классов, групп.

Альтернативы общественного развития. «Серебряный век» как особый тип культуры. Модерн и символизм в русском искусстве начала ХХ в. Символизм и поиски выражения «вселенского чувства» в живописи. Авангардные направления в русском искусстве.

Социально-экономические и духовные сдвиги в обществе после октября 1917 года.

Программа советизации всех сторон жизни общества. Культурно-исторический и социально-политический раскол российского общества. Внутренняя и внешняя эмиграция. Великая Отечественная война в истории советской культуры. Массовая и официальная культуры. Диссидентство и многообразие его течений.

«Перестройка» и идея реставрации «подлинного» социализма. Смена духовных ориентиров. Возвращение духовных ценностей отечественной культуры. Роль религии и церкви в возрождении культуры. Распад СССР и проблема общего культурного пространства. Проблема национального самоопределения и цивилизационной идентичности. Поиски «русской идеи».


Тема 2. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ


Споры о месте России в мировой культуре между западниками и славянофилами, у русских писателей, историков, философов( Н.М.Карамзин, П.Я.Чаадаев, Н.В.Гоголь, А.С.Хомяков, К.Леонтьев, Н.Я.Данилевский, Н.Рерих, С.Н.Булгаков, Н.Я.Бердяев).

Историософская схема В.С.Соловьева: медиативная роль России в мировой истории, снимающая противоположности Запада и востока - совмещение в русской культуре соборного коллективизма Востока с творческой активностью и свободой личности Запада в рамках гармонического всеединства.

Евразийская концепция – как форма сознания русской эмиграции. Воздействие туранского элемента на русскую культуру, его синтез с византийской традицией. Новое евразийство: культура России в концепциях Л.Н. Гумелева, А.Дугина.

Культура России на современном этапе.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

В соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения дать представление об основных тенденциях развития культурологического знания. Раскрыть iconФакультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины
Цель курса – дать студентам представление об основных международных экономических организациях, их роли в современной системе международных...
В соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения дать представление об основных тенденциях развития культурологического знания. Раскрыть iconКоллективизация сельского хозяйства
Образовательная – дать представление учащимся об основных понятиях урока; подвести к пониманию причин хлебозаготовительного кризиса...
В соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения дать представление об основных тенденциях развития культурологического знания. Раскрыть iconУрок Тема: Основные этапы развития эволюционных идей
Цель: Раскрыть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина, дать характеристику трудам Линнея, Ламарка, познакомить с биографией...
В соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения дать представление об основных тенденциях развития культурологического знания. Раскрыть iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02. 3 Лексикология цели и задачи дисциплины Цель преподавания курса «Лексикология»
Цель преподавания курса «Лексикология» раскрыть основные положения теоретической и прикладной лексикологии, дать четкое представление...
В соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения дать представление об основных тенденциях развития культурологического знания. Раскрыть iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02. 3 Лексикология цели и задачи дисциплины Цель преподавания курса «Лексикология»
Цель преподавания курса «Лексикология» раскрыть основные положения теоретической и прикладной лексикологии, дать четкое представление...
В соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения дать представление об основных тенденциях развития культурологического знания. Раскрыть iconПрограмма вступительных испытаний по учебному предмету «Всемирная история» (Новейшее время)
Министерством образования Республики Беларусь. Определяющим принципом составления программы вступительных испытаний является сочетание...
В соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения дать представление об основных тенденциях развития культурологического знания. Раскрыть iconТема работы: Какие мы разные?
Цель: познакомить с психодинамическими особенностями личности, понятием «темперамент», дать представление об учении о типах нервной...
В соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения дать представление об основных тенденциях развития культурологического знания. Раскрыть iconПрограмма
«Естествознание», которая призвана расширить знания учащихся об основных законах развития природы и правилах оптимального взаимодействия...
В соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения дать представление об основных тенденциях развития культурологического знания. Раскрыть iconНастоящая работа является попыткой изложения причин и целей национального движения тюркских народов России и определения, что могут дать в действительности
Что касается отдельной области тюрко-татарской жизни в России, как например, насколько литература была вовлечена, то необходимо было...
В соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения дать представление об основных тенденциях развития культурологического знания. Раскрыть iconЗаседание учебно-методического совета
Разработка образовательных программ в соответствии с Дублинскими дескрипторами и модульным принципом их формирования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©kzdocs.docdat.com 2012
обратиться к администрации
Документы
Главная страница