Элементы классической философии тезисы по метафизике и теории познания




НазваниеЭлементы классической философии тезисы по метафизике и теории познания
страница1/8
Дата конвертации11.02.2016
Размер1.43 Mb.
ТипТезисы
источникhttp://essuir.sumdu.edu.ua/bitstream/123456789/23094/1/Kobjakov.rtf
  1   2   3   4   5   6   7   8
А.Н. КОБЯКОВ


ЭЛЕМЕНТЫ


КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ


Тезисы по метафизике и теории познания


Сумы - 2011


Кобяков А.Н.

Элементы классической философии. Тезисы по метафизике и теории познания.- Сумы, 2011.- 112 с.


В настоящих тезисах дано краткое изложение двух наиболее важных разделов классической философии – метафизики и теории познания, восходящих к Аристотелю и Аквинату. Тезисы предназначены для студентов и аспирантов духовных и светских школ, а также для всех, интересующихся историей европейской философии в смысловом поле христианского богословия.


О Кобяков А.Н., 2011


ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие …………………………………………….. 5

Часть первая. МЕТАФИЗИКА…………………………. 6

Вопрос I. Что такое метафизика? …………………………... 6

Вопрос II. Метафизика перед лицом других наук ………… 8

Вопрос III. Абстракция и сепарация ……………………….. 11

Вопрос IV. Аналогия бытия ………………………………... 17

Вопрос V. Основные законы бытия ………………………. 21

Вопрос VI. Трансценденталии ……………………………. 26

Вопрос VII. Композиция бытия: акт и возможность ……. 34

Вопрос VIII. Композиция бытия: сущность

и существование …………………………….. 40

Вопрос IX. Категории бытия. Субстанция и акциденции .. 45

Вопрос X. Качество и отношения …………………………. 51

Вопрос XI. Природа, индивид, личность ………………… 55

Вопрос XII. Причины бытия. Материя и форма …………. 57

Вопрос XIII. Причина производящая …………………….. 64

Вопрос XIV. Причина целевая. Взаимодействие причин .... 67


Часть вторая. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ………………….. 73

Вопрос I. Что такое теория познания? ……………………... 73

Вопрос II. Догматизм, сомнение и здравый смысл ………...76

Вопрос III. Истина познания: классическая

и неклассические концепции …………………….78

Вопрос IV. Источники познания. Общее обозрение ……… 85

Вопрос V. Источники познания в классической

философии ………………………………………. 93

Вопрос VI. Пределы познания …………………………… 104


Литература …………………………………………….. 111


«… при рассмотрении божественных тайн мы наталкиваемся на те метафизические истины, без познания и понимания которых вряд ли возможно надлежащим образом трактовать эти тайны».


«… эта наука абстрагируется от чувственных, то есть материальных, вещей и созерцает вещи божественные и отделённые от материи, а также общие характеристики сущего, которые могут существовать вне материи».


Франсиско Суарес (1548-1617)

«Метафизические рассуждения».


ПРЕДИСЛОВИЕ


Настоящие тезисы предназначены для тех, кто изучает теоретическое богословие и обзорно ознакомлен с историей западной мысли. Со времён Иустина Философа и Климента Александрийского в восточной Церкви «прописана» философия как служанка богословия и «детоводительница ко Христу». Не все богословы признавали это на протяжении двух тысячелетий. Не все признают и сейчас. И не только потому, что далеко не всякая философия ведёт ко Христу.

Но со времени Иммануила Канта у Церкви появилось серьёзное основание утверждать подобным образом. Кенигсбергский старец подверг сомнению возможность получения метафизической истины. Позитивисты и их многочисленные последователи продолжили эстафету деструкции метафизики. Современная эпоха потребительства и гламура только зафиксировала это положение. Наука о реальном бытии отодвинута наступающей по всем фронтам виртуальной квазиреальностью на задний план. От этого страдает многое, в том числе и вера Церкви, которая лишается инструмента осмысления материала Откровения.

Великий испанец Франсиско Суарес ещё в конце XVI века сказал: «Невозможно стать хорошим теологом, не овладев сначала твёрдыми основаниями метафизики». Гегель в XIX веке утверждал, что народ, лишённый метафизики, подобен храму без святыни. Это высказывание тем более весомо для любителя философии, что сам певец Абсолютной Идеи сделал метафизику почти ругательным словом в полном соответствии со своим методом, воздвигающим на пьедестал противоречие. Впрочем, давайте в этом разберёмся сами, прочитав с критическим карандашом эти краткие заметки. А вдруг именно они смогут повернуть нас к научному (в смысле церковной науки) усвоению положений вероучения!


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


М Е Т А Ф И З И К А


Вопрос I. Что такое метафизика?


Классическая философия признаёт метафизику в качестве главной философской дисциплины. Метафизика есть наука о бытии как таковом, а также о его наивысших окончательных причинах. Она опирается на умственное, интеллектуальное познание и поэтому лишена иррациональных, эмоциональных и чувственно-опытных мотивов. Предмет метафизики - реальный мир, существующий объективно, т. е. независимо от нашего сознания, а не мир вымысла, человеческих представлений, гипотез и чистых возможностей. Естественные науки также исследуют вещный, физический мир, но их занимают отдельные фрагменты этого мира. Философия же исследует всю полноту действительности, понимаемую в бытийном, онтологическом смысле, т. е. в аспекте реального существования. Целью метафизики является познание бытия, всего того, что есть, причём в необходимом и вездесущем аспекте. Классическая философия стремится распознать структуру бытия, его категории и конечные причины, а также общебытийные, так называемые трансцендентальные, свойства.

Метафизика получила своё наименование не сразу. Ни Парменид, ни Платон не знали этого названия, хотя именно они заложили фундамент европейской метафизики. Аристотель называл её первой философией, имея в виду, что эта наука исследует наивысшие, или первые основы существующего мира. Второе название метафизики у Аристотеля - теология, так как она рассматривает конечную причину мира, Бога. Название «метафизика» скорее случайно. Андроник Родосский в I веке до РХ, упорядочивая сочинения Аристотеля, разместил трактаты, посвящённые проблеме бытия, после трактатов физических (посвящённых философии природы). Поэтому первые из них он назвал TA META TA FYSIKA – «после физики». Греческое слово META означает не только «после», но и «сверх», и поэтому метафизику понимают как науку о сверхчувственной и сверхъестественной реальности. Таково её понимание у Фомы Аквинского. И, наконец, метафизику называют иногда онтологией (букв. наука о бытии, о сущем), следуя традиции Христиана Вольфа.

Материальным предметом метафизики выступает вся действительность: вещи материальные и нематериальные, самосущие (субстанции) и случайные (акциденции), необходимые и произвольные, одушевлённые и неодушевлённые – словом, всё, что существует. Метафизика обладает также специфическим, присущим ей одной формальным предметом. Таковым является аспект, общий для всех вещей, аспект бытийности существования. Другими словами, предметом метафизики является бытие, рассматриваемое как таковое. Необходимо различать бытие и существование. Бытие – это всегда определённое содержание (id quod est), связанное с присущим ему существованием (id quod est). В силу этого правильно понимаемая метафизика – это не философия сущности, а философия существования. Её предметом является то, что актуализирует всю действительность, - существование. Оно не сводимо ни к одной категории бытия, имея сверхкатегориальный характер.

Метафизическое понятие бытия абстрагируется от материальных свойств вещей, хотя и не исключает их. Поэтому бытие как таковое имматериально в отрицательном смысле. Этим оно отличается от бытия имматериального в положительном смысле, которым в традиции классической философии является Бог.

Наконец, метафизика есть не только знание, наука, но и мудрость. Плодотворное её изучение требует должного экзистенциального настроя – на поиск объективной истины. Истина же, являясь основанием всех других ценностей, не терпит скептицизма, эмпиризирующего рационализма, прагматизма и потребительского отношения. Эти последние усложняют или вообще делают невозможным усвоение метафизики.


Вопрос II. Метафизика перед лицом других наук


Сопоставляя метафизику с другими науками, необходимо установить критерий сравнения. Таким критерием представляется метод. Исходным пунктом классической философии выступает реальный мир, а не сфера идей, возможностей, понятий и т. д. В этом метафизика сближается с частными науками, для которых исходным пунктом также является действительность. Но метафизика, в отличие от других дисциплин, ищет конечные причины бытия видимого мира. Метафизик исходит из конкретных вещей, но интересуется ними не как конкретностями или даже материальными сущностями, а постигает их в аспекте бытийности – как нечто существующее. Поэтому метафизика применяет апостериорный (послеопытный) метод, а не априорный, свойственный формальным наукам (например, математике). Однако эта апостериорность метафизики не имеет ничего общего с науками экспериментальными, представительницами крайнего эмпиризма. Эмпиризм классической философии скорее генетический, отвергающий как теорию прирождённых понятий, так и чистую эмпирию. Этот генетический эмпиризм восходит к Аристотелю и Фоме: «Нет ничего в мышлении, чего прежде не было бы в ощущениях».

Метод метафизики состоит в сочетании дискурсивного мышления и интеллектуальной интуиции. Фундаментальные законы бытия и мышления принимаются не вследствие опытной проверки, а посредством интуитивного их постижения в реальном мире. При этом опытная проверка сформулированной на поле метафизики теории или гипотезы заменяется исследованием их соответствия всей философской системе.

Метафизические суждения имеют предметный характер, т. е. относятся к реальному миру, и в то же время они обладают необходимостью и универсальностью. Их универсальность – это не индуктивная сумма суждений созерцания, а специфический аспект углубления интеллекта в вещь.

Метафизика есть одновременно и наука, и мудрость. Задача мудрости – руководство человеческой жизнью. В известном смысле метафизика управляет исследованиями естественных наук, но связь между ними опосредована и второстепенна. Ведь философия и естественные науки исследуют одну и ту же действительность, но понимают её в различных аспектах: частные науки изучают мир в аспекте внешних явлений и квантитативно (в численных отношениях), а философия постигает сущее в его внутренне-качественных элементах и ставит вопросы о конечных причинах его существования. Естественные науки используют такие понятия как бытие, субстанция, материя, время, пространство, движение, качество и т. д. Эти категории раскрывает философия, хотя в нефилософском языке они часто имеют иные значения. Каждая наука, коль скоро она хочет быть наукой, должна признавать объективную ценность основных законов бытия, закон причинности, незыблемость законов природы. Метафизика же, опираясь на законы непротиворечия и достаточного основания, создаёт онтичные (бытийные) основы для закона причинности и законов природы.

Позитивистские и неопозитивистские течения видят предназначение философии в том, чтобы быть синтезом частных наук. Метафизика, отвергая это, претендует не на внешне-механический синтез естественного знания, а скорее на внутренний синтез посредством интеллектуальной интуиции.

Метафизика может и должна применять результаты частных наук. При этом возможность коррекции гипотез и теорий метафизики при их несоответствии данным объективной науки вовсе не исключается.

Особой представляется связь метафизики и богословских наук. Классическая философия традиционно «дружна» с богословием. Порой богословие стимулирует развитие философской мысли. Пример жизни и творчества блаж. Августина – тому подтверждение: расцвет его философствования наступает во время встречи с ортодоксальной христианской мыслью. На христианском Востоке в эпоху Вселенских Соборов вызов, поставленный самой жизнью в области догматов, нередко требовал точного недвусмысленного метафизического ответа. Это способствовало тому, что воцерковление того же Аристотеля на Востоке в трудах Афанасия Великого и каппадокийцев, Леонтия Византийского и Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина и Михаила Пселла на много столетий предвосхитило «золотую схоластику» XIII века, когда Аквинат совершил грандиозную переработку аристотелевой метафизики под влиянием Откровения.

Как же соотносятся метафизика и богословие? Философия и богословие – это два отличных типа человеческого познания. Такое положение вещей не устраивает ни фидеистов, ни рационалистов. Первые утверждают, что единым источником познания в области проблематики Бога и этики является вера. Рационализм занимает противоположную позицию: единственным источником знаний о Боге выступает человеческий разум, способный разгадать все тайны мира и человеческого бытия. Обе крайности ложны: человеческий разум не исключает других источников познания, и поэтому философия не препятствует существованию и необходимости богословия.

Философия и богословие различаются своим предметом – и материальным, и формальным. Частично отличаются их материальные предметы: в то время как философия интересуется истинами, доступными человеческому разуму, богословие имеет своим предметом истины Откровения, превосходящие возможности разума. Однако некоторые истины общи для богословия и философии, например, присутствие духовного «я» в человеке, бытие Бога, творение из ничего. Принципиальное отличие между ними состоит в формальном предмете, т. е. мотиве восприятия истин. Философ принимает определённые истины по причине их внутренней достоверности, богослов же – потому что они содержатся в Откровении. Поэтому в богословии существует внешняя неоспоримость, основанная на авторитете открывающегося людям Бога. Впрочем, между философией и богословием нет никакого существенного противоречия хотя бы потому, что окончательным источником обоих типов познания является Бог, Творец человеческого разума и Податель Откровения.

Что даёт богословие философской рефлексии? Оно в некоторых случаях охраняет философию с помощью так называемой отрицательной нормы веры. Если философ-христианин в своих исследованиях получит результат, несовместимый с истинами веры, то он должен переосмыслить свою позицию, подвергнуть её ревизии. Эта отрицательная норма веры не понуждает философа к конкретным решениям, а только предохраняет от ошибок и угрызений совести. И вообще влияние Откровения на метафизику достаточно опосредованно, но выразительно. Метафизика разработала понятия существования, лица, субстанции, акциденции, причины лишь потому, что этого требовали богословские проблемы.

Чем же, в свою очередь, богословие обязано философии? Прежде всего, объективное философствование готовит человеческий разум к принятию истин Откровения. Оно говорит человеку о тварности (производности) бытия, о существовании нематериальной души, наставляет в духе определённых моральных норм. Все эти положения прокладывают путь, ведущий к вере. Метафизика также была помощницей в эпоху становления догматического здания Церкви, придавая богословским формулам большей точности и чеканности. Она помогала даже осмыслить истины, образующие тайны веры: великим каппадокийцам невозможно было объяснить догмат Пресвятой Троицы вне смыслового поля метафизики. Подлинная христианская философия также неоднократно защищала богословские истины, доказывая, например, что атеизм есть следствие системных допущений (предпосылок), а не результат объективных философских исследований.


Вопрос III. Абстракция и сепарация


Главным понятием метафизики является понятие бытия, отличающееся по своему объёму и характеру от всех других понятий. Понятие бытия трансцендентально и аналогично, другие же все понятия универсальны. В силу этого конструирование понятия бытия требует применения специальных мыслительных приёмов абстракции и сепарации.

Абстракция выступает неизменным спутником человеческого познания. Сущность абстракции (лат. abstrahere - отвлекать, отрывать) состоит в избирательном восприятии одних свойств познаваемой вещи и пренебрежении другими. Этот процесс начинается уже на уровне чувственного познания: каждое из ощущений воспринимает свойственные только ему черты предмета. Но в собственном смысле абстракция осуществляется в сфере познания интеллектуального. Ведь всякое понятие есть произведение разума, который из множества более или менее существенных свойств вещи выбирает для себя лишь такие, которые его в данный момент интересуют. Так, например, понятие человека не охватывает всего конкретного человека, а указывает только на его субстанциональные свойства.

Абстракция подразделяется на объектную и субъектную. Субъектная абстракция – это процесс отвлечения от второстепенных качеств вещи, рассматриваемый со стороны познающего эту вещь человека-субъекта. Этот вид абстракции делится на донаучную и научную. Объектная же абстракция относится к объекту, подлежащему в процессе его познания очередным этапам «освобождения» от второстепенных свойств.

Донаучная (спонтанная) абстракция присуща каждому человеку, даже далёкому от какого-либо философствования. Человек, созерцая окружающий мир, неизменно утверждает существование вещей. Имея это в виду, Фома Аквинат говорил, что понятие бытия есть первое из всех понятий, оно наиболее просто, очевидно и имеет фундаментальное значение. Впрочем, это ещё не метафизическое понятие бытия как такового.

Более высокой ступенью донаучной абстракции выступает тотальная абстракция. Её результатом являются общие понятия, так называемые универсалии, которые характеризуют скорее объём, чем содержание познаваемых вещей. Такое общее понятие бытия венчает собой крону «древа Порфирия», соотносящего понятия по их объёму.

В «древе Порфирия» прослеживается переход от конкретного предмета к наиболее общему понятию бытия. В нём мы исходим из определённого индивида, напр., этого вот пса Шарика. Отрицая собственное имя «Шарик» - «не-Шарик», мы тем самым отрицаем индивидуальность Шарика и получаем в результате родовое понятие «собака». Переходя далее к более общему по объёму понятию, отрицая при этом понятие «собака» (собака – не-собака), достигаем понятия «млекопитающее». «Взбираясь» выше по «древу Порфирия», получаем поочерёдно понятия «животное», «живое существо», «вещь», «нечто». Это последнее, наконец, отождествляется с понятием бытия. Такое понятие бытия по объёму представляется наиболее широким. Но из его рассмотрения неясно, различаются ли в нём конкретные бытия (индивидуальные вещи, воспринимаемые чувствами) и понятия общие – роды и виды. В таком понятии бытия обходится стороной аспект существования.

Нам же наиболее интересна научная абстракция - сознательная рефлексия, направленная на создание понятий, применяемых в разных науках. Аристотель различал три ступени научной абстракции – физическую, математическую и метафизическую. Физическая абстракция пропускает, обходит вниманием в материальных объектах все несущественные, переменные, случайные, чисто индивидуальные свойства, присущие лишь данному объекту. Она учитывает только те элементы и свойства вещей, которые присущи всем объектам данного рода, т. е. принадлежат к сущности вещей. В классической философии случайные свойства вещей называют «индивидуальной материей», а свойства необходимые и существенные – «общей материей». Именно эта последняя выступает предметом физической абстракции, которая выделяет черты, входящие в определение предмета. Физическая абстракция применяется в естественных науках, занимающихся материальным аспектом действительности. В ходе такой абстракции разум познаёт сущность исследуемого предмета, его необходимые конститутивные элементы, формируя вследствие этого общие понятия.

Второй, более высокий уровень абстракции есть абстракция математическая. В своём отвлечении от случайностей в предмете она идёт ещё дальше: пренебрегает свойствами индивидуальными и качественными, сосредотачиваясь исключительно на количественном аспекте вещи. На этом уровне абстракции мы пренебрегаем, например, внешнематериальными свойствами числа – сколько килограммов, вольт, свечей или яблок – и принимаем во внимание лишь одну черту – количество, величину.

Высшим этапом абстракции является абстракция метафизическая. Она пренебрегает не только индивидуально-единичными и качественными свойствами объекта («общей материей»), но и количественной определённостью вещи. Это позволяет ей достигать самой основы действительности. Конкретные сущности (минерал, дерево, животное, человек) обладают не только индивидуальными и качественно-общими свойствами, являются не только измеримыми, но прежде всего являются бытием - существующим содержанием. Это свойство бытия становится основой для всех остальных свойств. Если бы Сократ, например, не существовал, то не могло быть и речи о том, что он лысый, курносый, муж Ксантиппы, эллин, философ.

Метафизическая абстракция есть предел процесса абстрагирования. Она воспринимает целостность вещи в аспекте бытия. Ведь любая вещь имеет те или другие свойства, но прежде всего она есть, т. е. существует. То, что исследуемый объект является тем или иным, менее важно, чем то, что он существует. В то время как физик или математик обращает внимание на внешние аспекты вещи, метафизик сосредотачивается на том, что наиболее существенно, - на свойстве бытийности. Эта бытийность не есть какая-то фикция наподобие платоновской идеи или пифагорейского числа. Она недостижима для процессов физической и математической абстракции и постигается только с помощью акта сепарации, связанного с экзистенциальными суждениями и суждениями сепарации.

Истинное метафизическое познание вещи не должно ограничиться познанием её природы, т. е. её существенных свойств. Мало знать, что данная вещь есть, надо знать, что она есть. Этим занимается сепарация - интеллектуальная процедура, постигающая существование вещи. Оно воспринимается сразу в связи с сущностью и образует совместно с ней данное конкретное бытие. Эта процедура применяет в качестве своего первого шага суждения существования, или экзистенциальные суждения. Они утверждают существование чего-либо. Но этого оказывается мало: необходимо на следующем шаге не утверждать, а отрицать, отделять, проводить различие, т. е. применять уже не утвердительные, а отрицательные суждения. Эти суждения должны утверждать разницу между существованием и тем, существованием чего оно есть; констатировать необязательность связи существования с этой именно, а не другой сущностью.

Сама процедура сепарации, обеспечивающая формирование понятия бытия как такового, состоит в следующем.

1. Непосредственно утверждается существование бытия (вещи) в беспредикатных экзистенциальных суждениях: Иван существует, Пётр существует, Москва существует и т. п. Эти суждения надо отличать от известных из логики простых предикатных суждений, на которых строится любое научное знание (напр., Иван есть человек, Москва есть город и т.п.). Предикатные суждения непосредственно утверждают о принадлежности субъекту определённых свойств, дают о субъекте новые знания, но не констатируют факта его существования. Поэтому не они, а именно беспредикатные экзистенциальные суждения являются исходным пунктом формирования метафизического понятия бытия как такового. Может возникнуть вопрос: почему суждения существования беспредикатные? Дело в том, что их сказуемое (глагол «существует») не является в подлинном смысле предикатом суждения, а скорее связкой «есть». Говоря «Сократ существует», мы имеем в виду: «Сократ есть». Но на этом этапе мы ещё не получаем искомого понятия бытия.

2. Далее применяются суждения сепарации. Эти суждения имеют форму отрицательных предикатных суждений: Иван не есть (ещё) существование, Пётр не есть существование, Москва не есть существование. Эти суждения на основе накопленного на примерах множества экзистенциальных суждений материала свидетельствуют, что бытийность не связана исключительно с каким-либо конкретным предметом или даже классом предметов. Ведь в противном случае не могли бы существовать другие предметы или их классы. Смысл суждения Иван не есть существование состоит в сепарации (отделении) акта существования от сущности существующей вещи: быть Иваном и существовать – это не одно и то же, иначе быть действительным бытием означало бы просто быть Иваном. Но очевидно, что это не так, ведь, кроме Ивана, действительным бытием является Пётр, Москва и т. п.

Свойство быть принадлежит как вещам материальным, так и нематериальным (психическим), как субстанциям, так и акциденциям, минералам, растениям, животным и людям. Бытийность не есть атрибут исключительно какого-либо класса вещей и тем более какого-либо конкретного индивидуального бытия. Суждения сепарации не отсекают свойства существования от отдельных вещей, постигаемых в рамках экзистенциальных суждений. Они лишь свидетельствуют, что бытийность не отождествляется полностью с каким-либо конкретным способом существования и не исчерпывается им. Бытие не исчерпывается Иваном по той простой причине, что существуют другие конкретные вещи.

Между процедурами абстракции и сепарации имеется существенное различие. Понятийный процесс абстракции отрывает и изолирует определённые индивидуальные, качественные и количественные черты конкретного бытия с целью лучшего познания этих оторванных от целостности предмета свойств. Интеллектуальный же акт сепарации не столько отделяет, сколько объединяет в общем понятии бытия различные способы существования. Если суждение сепарации отделяет бытийность от её конкретных проявлений, то только с той целью, чтобы показать, что бытийность как таковая не связана необходимо ни с одной её конкретной реализацией. Сепарация ничего не обходит вниманием в конкретных вещах – ведь всё есть бытие – но соединяет в одном аналогичном понятии все обнаруженные ранее в экзистенциальных суждениях способы бытия вещей.


Вопрос IV.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Элементы классической философии тезисы по метафизике и теории познания iconОнтология и теория познания Шифр специальности
Особое значение исследований в области онтологии и теории познания состоит в обновлении курсов философии и теоретической литературы...
Элементы классической философии тезисы по метафизике и теории познания iconТемы рефератов по философии познания
Определение понятия познания. Материалистическая, идеалистическая и позитивистская концепции познания. Особенности экономического...
Элементы классической философии тезисы по метафизике и теории познания iconКурсовая работа
Проблемы теории познания и методологии в философии ХVII в.: эмпиризм, рационализм, иррационализм 22
Элементы классической философии тезисы по метафизике и теории познания icon«Высшая школа экономики» Утверждено Проректор ниу вшэ с. Ю. Рощин
Одобрена на совместном заседании кафедр истории философии и онтологии, логики и теории познания
Элементы классической философии тезисы по метафизике и теории познания iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 09. 00. 03 «История философии»
От него требуется основательное знакомство с философской классикой и наиболее известными произведениями современных философов по...
Элементы классической философии тезисы по метафизике и теории познания iconВ аспирантуру по философии
Критический пересмотр принципов и традиций европейской классической философии конца Х1Х – начала ХХ вв
Элементы классической философии тезисы по метафизике и теории познания iconЛекция 14. Теория познания Иммануила Канта
Свою теорию познания – кстати сказать, одну из самых стройных и подробно разработанных за всю историю философии – Кант излагает в...
Элементы классической философии тезисы по метафизике и теории познания iconКатегория бытия в классической западноевропейской философии
Каким же образом смысл философского употребления слова "бытие" разъясняется историей философии и что в истории философии разъясняется...
Элементы классической философии тезисы по метафизике и теории познания iconКризис «классической философии» и современная философия
Иррационализм в философии XIX в. Волюнтаризм А. Шопенгауэра, философия жизни Ф. Ницше, интуитивизм А. Бергсона
Элементы классической философии тезисы по метафизике и теории познания iconКурс заочное отделение история философии содержание дисциплины тема Антигегелевская критическая волна в европейской философии второй половины XIX века. Становление иррационалистической тенденции в современной философии
Реализм Иоганна Фридриха Гербарта. Единство бытия и множественность познания. Психология и теология Гербарта
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©kzdocs.docdat.com 2012
обратиться к администрации
Документы
Главная страница