Формирование научной картины мира у учащихся колледжа




НазваниеФормирование научной картины мира у учащихся колледжа
страница1/7
А А Ермекова
Дата конвертации11.02.2016
Размер0.99 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
источникhttp://library.psu.kz/fulltext/transactions/264_ermekova_a.a._formirovanie_nauchnoy_kartini_mira
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство образования и науки Республики Казахстан


Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова


А.А. Ермекова


ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА У УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА


Учебно-методическое пособие

для преподавателей физики


Павлодар

Кереку

2008

Министерство образования и науки Республики Казахстан


Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова


Колледж


Цикловая комиссия информационных технологий


ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА У УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА


Учебно-методическое пособие

для преподавателей физики


Павлодар

Кереку

2008

УДК 377.031(07)

ББК 74.265

Ф 79


Рекомендовано к изданию научно-методическим советом колледжа ПГУ им. С. Торайгырова


Рецензенты:

А.К.Нургалиева – доктор педагогических наук, профессор;

Н.Ф. Мачнев – кандидат педагогических наук, профессор;


Составитель Ермекова А.А.


Ф 79 Формирование научной картины мира у учащихся колледжа:

учебно-методическое пособие для преподавателей физики / сост.

А.А.Ермекова. − Павлодар : Кереку, 2008. − 67 с.


ISBN


Учебно-методическое пособие подготовлено в помощь преподавателям средне-специальных учебных заведений для проведении факультативных занятий по физике. В пособии рассмотрены педагогические условия формирования научной картины мира у учащихся колледжа. В приложении представлены образцы нестандартных уроков по физике.


УДК 377.031(07)

ББК 74.265


ISBN


© Ермекова А.А., 2008

© ПГУ им. С. Торайгырова, 2008

Отображение мира с помощью научных методов происходит на основе предварительного создания его целостного образа.

А. Энштейн


Введение


Современный период характеризуется становлением в Казахстане новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Овладение учащимися систематизированными понятиями о мире, обществе и человеке неслучайно выделено в Государственной программе развития образования нашей страны. Эти понятия будут основой дальнейшего формирования научного мировоззрения будущего компетентного специалиста [1]. Процесс формирования представлений о научной картины мира у подрастающего поколения является проблемой системы образования.

Мир, в котором протекает наша жизнь - это сплав субъективного и объективного, того, что зависит, и того, что вовсе не зависит от нас. Эта сложная диалектика каждый раз конкретно рассматривается философией на новом уровне и в новой исторической обстановке. На начало XXI века стали допустимы вненаучные формы познания, которые вызывают наибольший интерес у современной молодежи. Основные сведения о мире подрастающее поколение получает из средств массовой информации. Эта информация оказывает сильнейшее влияние на сознание подростка, воздействует на формирование менталитета, физического и нравственного здоровья подростка.

Многочисленные социологические исследования показывают, что роль средств массовой информации в жизни каждого человека и общества в целом всё возрастает. Незнания и ошибки одного человека, растиражированные средствами массовой информации могут стать заблуждениями миллионов людей. Российские социальные педагоги ввели такое понятие как «параллельная школа» СМИ, которая искажает научную картину мира. Останавливаясь на фактах воздействия средств массовой информации на формирование картины мира приводятся следующие примеры. Реклама содержит массу невероятных фактов. Например, телевизионная реклама: «Человек состоит из молекул, молекулы состоят из атомов. Атомы состоят из элементарных частиц. Элементарные частицы - это волны, а волны – это свет. Свет - это энергия, а энергия не материя. Значит человек нематериален. Приходите в центр .., и все Ваши проблемы будут решены». Тексты на упаковках некоторых товаров содержат ошибки, например: «Эта соль - чистый хлорид натрия с пониженным содержанием натрия». Кандидат медицинских наук в научно-популярной программе «Здоровье» сообщает детям, что в состав зубной эмали входит кальций и при этом достает яичную скорлупу. Постулат Евклида о том, что параллельные прямые не пересекаются, знают благодаря рекламе бытовой техники «ZANUSSI». Примеров много, они лишь еще раз доказывают огромную роль средства массовой информации в формировании мировоззрения подрастающего поколения [2].

Интеграция естественнонаучных знаний и внедрение в образовательный процесс множества современных информационных ресурсов и информационно - коммуникационных технологий, на наш взгляд, способствуют формированию научной картины мира.

Цель предлагаемого пособия является содействие повышению теоретического и методического уровня преподавания физики, развитиию у учащихся современного научного стиля мышления.

В первой главе пособия «Исторические этапы становления научной картины мира» рассматриваются теоретические аспекты развития представлений о мире, дается характеристика религиозной, мифологической, этнической картин мира, приводится анализ философских источников, рассматриваемых идеалистические и материалистические представления образа мира.

Во второй главе пособия «Формирование научной картины мира у учащихся колледжа» рассматриваются психолого-педагогические особенности формирования понятий о научной картине мира у учащихся средне-специальных учебных заведений, приводятся примеры дидактических приемов, способствующих формированию научной картины мира у учащихся.


1 Исторические этапы становления научной картины мира


1.1 Модель мира: религиозные и мифологические представления


В историческом становлении понятия "картина мира" различают религиозную, философскую и научную картины мира. Кроме перечисленных картин мира в философских источниках выделяются понятия мифологической, этнической и обыденной картин мира.

Как известно, исторически складывались религиозные представления, переросшие в последствии в религиозную картину мира. Как свидетельствует современная культурантропология, первые признаки раздвоения мира в сознании человека на реальный и потусторонний, загробный появились около 40000 лет назад. Современные философские источники отмечают, что центральный пункт любой религиозной картины мира - образ Бога или богов, представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность [3]. Место человека в религиозных картинах мира объясняется по-разному, в зависимости от религиозного направления. Но, в общем, они совпадают в одном: человек создан богами, которые, в сущности, похожи на людей. Период, в котором сложилась единая и стабильная картина мира, обычно называют космологическим или мифопоэтическим. Началом этого периода принято считать эпоху, непосредственно предшествующую возникновению цивилизаций Ближнего Востока, Средиземноморья, Индии и Китая. В этот период миф становится основным способом осмысления мира. Исследователи-психологи традиционных обществ (Леви-Строс E. 1, Элиаде М. 2, Франкфорт Г. 3 и др.) отмечают, что миф надо понимать как особый тип мышления, хронологически и по существу противостоящий историческому и естественнонаучному типам мышления, и ритуал, ориентированный на непрерывное и целостное. В традиционных культурах образ мира имеет символическую природу и воплощен в мифологических представлениях о мире. Например, Торопов В.Н. определяет мифологическую картину мира как сокращенное и упрощенное отображение всей суммы представлений о мире внутри конкретной традиции. Под «миром» понимается человек и среда в их взаимодействии, т.е. мир есть результат переработки информации о среде и самом человеке с помощью знаковых систем. [4, с.161]. Мир и человек - единое целое, а не противопоставленные действительности. Образ мира в мифе выражает попытку упорядочения актуально значимой для человека области. Установленный порядок в мире идентифицируется с закономерностями мира, в связи, с чем картина мира подлежит постоянному воспроизведению: картина мира рассматривается и «каркасом» жизнедеятельности, и точкой опоры, от которой начинает отсчитывать свою жизнь человек. Мифологическое видение мира сохраняется в традиционных культурах различных этносов. Каждый этнос в своем историческом становлении выработал свою обособленную картину мира, объединяющую членов этноса воедино.

На основе этнической картины мира складывается традиционное сознание этноса (менталитет), это особая система мировоззрения, передающаяся в процессе социализации и включающая в себя представления о приоритетах, нормах и моделях поведения в конкретных обстоятельствах.

На современном этапе развития этнологии под этнической картиной мира понимается некоторое связное представление о бытии, присущее членам данного этноса. Обухов А. отмечает, что это представление выражается через философию, литературу, мифологию, идеологию. Оно обнаруживает себя через поступки людей, а также через их объяснения своих поступков. Оно собственно служит базой для объяснения своих действий и своих намерений [5]. Говоря об этнических особенностях можно выделить две существующие ориентации: восточный и западный менталитет. В самом общем виде можно сказать, что для западного сознания характерны ценности самоутверждения, самореализации, богатства, власти, творчества, рационального переустройства мира. Для восточных культур более типичны ориентации на гармонию с природой, на поддержание традиционного характера отношений, предпочтения коллективных интересов личным интересам. В работах, посвященных воссозданию способов мировидения людей различных культур (исследования первобытного мышления методом бинарных оппозиций К. Леви-Строса [6], реконструкции модели мира славян В.И. Топорова [7], реконструкции средневекового образа мира А.Я. Гуревича [8] и др.), модель мира представляется как набор взаимосвязанных универсальных понятий, либо как ряд основных семантических противопоставлений, смысловых оппозиций. Их набор, необходимый и достаточный для описания мира (макро- и микрокосмоса), состоит из 10-20 пар противопоставленных признаков. Они связаны, прежде всего, со структурой пространства (верх/низ, правый/левый, близкий/далекий и др.), времени (день/ночь, вчера/сегодня, зима/лето, свет/мрак и др.). Среди других оппозиций существенны: жизнь/смерть, природа/культура, чет/нечет, белый/черный, мужской/женский, старший/младший, свой/чужой, я/другой, сакральный/мирской и др. На основе набора двоичных признаков конструируются универсальные знаковые комплексы, с помощью которых усваивается и описывается мир. Эти комплексы реализуются в различных кодовых системах (астральный, вегетативный, зооморфный, числовой, акустический и др. коды). Весь этот сложный, но одновременно и простой — классификационный аппарат на семантическом уровне един, поскольку описывает один и тот же объект — мир — с точки зрения одного и того же субъекта— человека.


1.2 Этапы эволюции научной картины мира


Первые дошедшие до нас естественнонаучные представления об окружающей Вселенной сформировали древнегреческие философы в VII-V вв. до н.э. Представитель самой старой философской ионийской школы Анаксимандр высказал идею изолированности Земли в пространстве. Его современник Филолай описал пифагорейскую систему мира, где Земля, как и Солнце обращались вокруг некоего «центрального огня». Все накопленные веками знания о природе были объединены, систематизированы, логически предельно развиты в первой универсальной картине мира, которую создал в IV в.до н.э. величайший древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.). В картине мира Аристотеля впервые была высказана идея взаимосвязанности свойств материи, пространства и времени.

Под Вселенной он подразумевал всю существующую материю. Вселенная представлялась конечной и ограниченной сферой, в центре которой Аристотель поставил неподвижную шарообразную Землю, причем шарообразность Земли доказывалась на основе наблюдений за движением звезд. Для современников Аристотеля его физико-космологическая картина мира по своей полноте, логичности, увязанности с доступным опытом и наблюдениями была несравненно выше разрозненных, расплывчатых, порой внутренне противоречивых идей его предшественников. Она стала первым организующим фактором на пути дальнейшего развития науки [9].

Новый смелый шаг в осмыслении окружающей Вселенной сделал в XV в. Николай Кузанский, выдающийся философ, теолог, ученый. Он изложил весьма нетрадиционные космологические взгляды. Вселенная провозглашалась неограниченной, поскольку в противном случае необходимо было допустить нечто, существующее за ее пределами. За 100 лет до Коперника он впервые провозгласил, по существу, космологический принцип однородности Вселенной, в наши дни называемый иногда «космологическим принципом Коперника». Н. Кузанский высказывал мысли, далеко опередившие свой век. Это были предвестники картины мира, которая впервые широко развернулась в конце XVI в. в философском учении Д.Бруно и спустя еще одно столетие надолго утвердилась как ньютоновская физическая картина мира [10].

В эпоху Возрождения (XVI-XVII в.), когда происходила грандиозная ломка мировоззрения в области естествознания первостепенную роль сыграли прежде всего собственные астрономические открытия Г.Галилея. По-настоящему опыт стал основой научного познания, т. е. и источником, и критерием истинности знаний, лишь в результате работ Г.Галилея, и именно его считают основоположником физики как науки. Идеи, выдвинутые Г.Галилеем, доказывали справедливость учения Коперника, а оно опровергало религиозное учение о мире. Дело, начатое Галилеем, продолжил Ньютон. Он создает целую систему знаний о механическом движении, математически обоснованную и подтвержденную экспериментально. Научная картина мира, возникшая из учения Р.Декарта и И.Ньютона, отбросила один очень важный момент, присутствовавший как у одного, так и у другого ученого “патриарха”: фигуру Бога. Рационально-механический образ мира, формировавшийся в трудах последователей, демонстрирует наш мир как единый и единственный: мир твердой материи, подчиненный жестким законам. Человек в этом мире – ошибка, описка, курьезный случай. Он – эпифеномен (побочный продукт) звездной эволюции. Лишенная Бога и сознания Вселенная не живет, а существует без смысла и цели, более того, всякий смысл для нее – ненужная роскошь, арабеска, разрушающаяся под влиянием закона энтропии математически обоснованную и подтвержденную экспериментально. Создание в XVII в. классической механики привело к созданию первой научной картины мира, основанной на законах и принципах механики, - механической картины мира [11].

В период создания механической картины миры, об электрических и магнитных явлениях знали крайне мало. В ХVIII в. интерес к ним резко возрастает, это связано с открытием электрического характера молнии и проблемой громовой защиты (М. В. Ломоносов, Г. Рихман) с установлением физиологического действия электричества (Мушенбрук) и надеждой использовать его в медицине, с применением компаса в мореплавании и проблемой защиты его магнитной стрелки от влияний грозовых разрядов и железных тел. В первой половине ХIХ в. накоплен обширный круг фактов в области электричества и магнетизма, установлены законы электромагнитного взаимодействия, найдены пути практического применения электричества. Теория Максвелла подтверждается экспериментально. Успехи теории электромагнитного поля в единообразном объяснении всех известных явлений и предсказании новых идей привели к тому, что электродинамика стала ведущей отраслью физического знания и возникли новые представления о мире с точки зрения физической науки, новая картина мира - электромагнитная картина мира.

К началу ХХ в. были достигнуты большие успехи во всех разделах физики и не только физики. Все механические процессы прекрасно объяснялись на основе классической механики Ньютона. В начале ХХ века был сделан целый ряд открытий, в корне изменивших видение мира современным естествознанием. Теория относительности А. Эйнштейна, опыты Резерфорда с -частицами, работы Н. Бора, исследования в химии, в биологии, в психологии и других науках показали, что мир гораздо разнообразнее, сложнее, чем это представлялось механической науке, и что сознание человека изначально включено в само наше восприятие действительности. В общей теории относительности речь идет о том, что пространство и время находятся в тесной связи с массой тел: возле гигантских космических тел пространство способно искривляться, а время замедлятся [12].

Наука постепенно перестраивала образ мира, по мере развития понимания устройства мира и места человека в нем. С XIX века категории «образ мира»: «картина мира» и близкие понятия стали предметом ряда наук. Термин «картина мира» стал широко использоваться в физике в конце XIX — начале ХХ века. Одним из первых его стал употреблять Г.Герц для обозначения физической картины мира как совокупности внутренних образов внешних предметов, из которых логическим путем можно получать сведения относительно этих предметов. М. Планк определял физическую картину мира как объективный образ действительности, формируемый физической наукой, в котором отражены реальные закономерности природы. При этом М. Планк различал практическую картину мира — систему субъективных представлений об окружающей действительности, вырабатываемую на основании переживаний, и научную картину мира - как модель реального мира в абсолютном смысле, независимо от отдельных личностей и всего человеческого мышления. А. Эйнштейн считал, что познание человеком природы имеет противоречивый характер, отображение мира с помощью научных методов происходит на основе предварительного создания его целостного образа.

В данное время, существуют настолько противоречивые картины мира, которые порой не укладываются в рамки обыденного сознания. Современные естествоиспытатели всё более обращаются к опыту индуизма, буддизма, даосизма, к оккультным учениям, усматривающим в основе мироздания творческое сознание. Человек, таким образом, перестает быть обмолвкой природы, а становится законным проявлением внутренней потенции действительности. Одна из его главных задач - познание собственного места в бытии и понимания не того, что вся Вселенная пронизана токами разума, наполнена смыслом [13].

Современная научная картина мира динамична, противоречива. В ней больше вопросов, чем ответов. Поискам познающего разума нет границ, и в ближайшие годы мы, возможно, будем потрясены новыми открытиями и новыми идеями. В новой картине мира исчезает жесткое различие между материей и пустым пространством, так как развитие атомной и субатомной физики разрушило представление о твердой материи. Это значит, что, выходя за рамки “зоны средних измерений”, можно выйти на другие уровни существования материи, и обнаруживается, что элементарные частицы, из которых состоят атомы - невещественны. В квантовой физике один и тот же феномен может выступать и как частица и как волна. Частицы как бы непрестанно создаются из чистой энергии и возвращаются в собственно- энергетическое состояние. Работы Нобелевского лауреата Пригожина И. положило начало новому принципу осмысления действительности: “порядок через флуктуации”. Одна и та же энергия, одни и те же принципы обеспечивают эволюцию на всех уровнях: от физико-химических процессов до человеческого сознания и социокультурной информации. Вселенная оказывается единой во всех своих пластах, живой, развивающейся, восходящей на новые ступени бытия [14]. На базе подходов, отбросивших старые представления, возникают радикалистские взгляды. К ним принадлежит, например, “шнуровочная философия природы” Джеффри Чу, разработанная для одного типа субатомных частиц - андронов. Вселенная для неё – это бесконечная сеть взаимосвязанных событий. Они как зеркала, отражающиеся друг в друге, как живой клубок, где одно непрерывно перетекает в другое. Все теории естествознания – лишь создания человеческого разума, только версии бытия, и их не надо путать с самой реальностью, которая в следующий момент может повернуться совсем другой стороной. Целый ряд современных физиков приблизился к мистическому мировоззрению. Сейчас на русский язык переведена книга Фритьофа Капры “Дао физики”, устанавливающая связь между физическими открытиями ХХ столетия и древними истинами, трактующими мир, как иерархию ритмических вибраций единого вселенского начала, духа. В современной “постклассической” науке (науке второй половины XX в.) стало еще более очевидно, что природа - не некий автомат, ее нельзя заставить говорить лишь то, что ученому хочется услышать. Научное исследование – не монолог, а диалог с природой. А это значит, что “активное вопрошание природы” есть лишь неотъемлемая часть ее внутренней активности. Соединение объективного мира и мира человека в современных науках – как естественных, так и гуманитарных – неизбежно ведет к трасформаций идеала “ ценностно- нейтрального исследования”.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что эволюция развития представлений о научной картине мира - это сложное развитие представлений о природе. Этапы эволюции научной картины мира представлены в таблице 1.


Таблица 1- Этапы эволюции научной картины мира

Картина мира

Период

Представители

Ведущая идея

Содержание периода

1

2

3

4

5

Религиозная

Около 40000

лет назад




Человек создан богами, которые, в сущности, похожи на людей. Раздвоение мира в сознании человека на реальный и потусторонний, загробный.

Центральный пункт любой религиозной картины мира был - образ Бога или богов, место человека в религиозных картинах мира объясняется по- разному, в зависимости от религиозного направления.


Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

Мифологическая

I-II тысяч.до новой.эры.




Миф становится основным способом осмысления мира. Образ мира в мифе выражает попытку упорядочения значимой для человека области.

Установленный порядок в мире идентифицируется с закономерностями , в связи с чем, картина мира подлежит постоянному воспроизведению: картина мира рассматривается и «каркасом» деятельности, и точкой опоры

Этническая







Модель мира представляется как некоторое связное представление о бытии, присущее членам данного этноса.

Под «миром» понимается человек и среда в их взаимодействии, т.е. мир есть результат переработки информации о среде и самом человеке с помощью знаковых систем.

Естественнонаучная

VII-V вв. до н.э.

Анаксимандр, Филолай

Идея изолированности Земли в пространстве.

Филолай описал пифагорейскую систему мира, где Земля, как и Солнце обращались вокруг некоего «центрального огня»

Физико-космологическая

IV в.до н.э.

Аристотель

(384-322 до н.э)

В картине мира Аристотеля впервые была высказана идея взаимосвязанности свойств материи, пространства и времени. Под Вселенной он подразумевал всю существующую материю.

Все накопленные веками знания о природе были объединены, систематизированы, логически предельно развиты в первой универсальной картине мира,

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

Космологическая

XV в.

Николай

Кузанский

Нетрадиционные космологические взгляды, космологический принцип однородности Вселенной, в наши дни называемый иногда «космологическим принципом».

Вселенная провозглашалась неограниченной, поскольку в противном случае необходимо было допустить нечто, существующее за ее пределами.

Механическая

XVI-XVII в

Г.Галилей Р.Декарт, И.Ньютон

1.Абсолютизация пространства, времени и механической формы движения

2.Отождествление материи с веществом и абсолютизация дискретности материи

Механическая Вселенная Ньютона состоит из атомов - маленьких неделимых частиц, обладающих постоянной формой и массой связанных законом тяготения.

Электродинамическая

ХVIII в. первая половина ХIХ в.

Фарадей, Максвелл.

Лоренц, Эйнштейн, Пуанкаре

1.Абсолютизация электромагнитной формы движения.

2.Абсолютизация континуальности материи


Теория Максвелла позволила единообразно и стройно объяснить все электромагнитные явления.

Релятивистская

ХХ в

Планк,

Эйнштейн

Н.Бор,

Л.де Бройль,

В.Гейзенберг,

П.Дирак

Пространство и время находятся в тесной связи с массой тел: возле гигантских космических тел пространство способно искривляться, а время замедлятся

Теория относительности А. Эйнштейна, опыты Резерфорда с -частицами, работы Н. Бора, исследования в химии, в биологии, в психологии и других науках показали, что мир гораздо разнообразнее, сложнее

Современная научная картина мира

ХХ в

И.Пригожин

Джеффри Чу

Фритьоф Капра

Вселенная– это бесконечная сеть взаимосвязанных событий. Они как зеркала, отражающиеся друг в друге, как живой клубок, где одно непрерывно перетекает в другое

Частицы непрестанно создаются из чистой энергии и возвращаются в собственно- энергетическое состояние.

Проделанный анализ картин мира, сменявших друг друга в течение длительного времени показывает о непрерывном процессе формирования представлений человека о научной картине мира. Две идейно противоположные точки зрения, выражены как идеалистические и материалистические основы построения картин мира. На рисунке 1 представлены существовавшие и существующие картины мира, отражающие идеалистические и материалистические направления.


Рисунок 1 - Многообразие картин мира

1.3 Структура современной научной картины мира


Наиболее существенная часть естественнонаучной картины мира, занимающая доминирующее положение в современном естествознании является физическая картина мира.

Эволюция физической картины мира (процесс зарождения, становления, развития и смены представления о природе) показана на рисунке 1 как смена механической картины мира электромагнитной, после открытий Эйнштейна она сменилась квантово-релятивистской картиной мира. В физической картине выделяются следующие картины: натурфилософская картина мира, механическая картина мира, электродинамическая картина мира, релятивистская картина мира. Исторически складывались определенные стили мышления, соответствующие актуальной на данный этап времени физической картине мира. В физической картине мира находят свое конкретное естественнонаучное отражение философские представления о строении и движении материи, о формах ее существования - пространстве и времени, о взаимосвязи явлений природы. Концепция же эволюции физической картины мира служит методологическим аппаратом обобщения, систематизации, и интеграции физического знания. Картина мира стала претендовать на отражение мира «как он есть сам по себе», структурируя его в системе понятий и идей, свойственных определенному этапу развития человечества. Научные концепции стали во многом содержательно определять образ мира для человека. Идеалом научного познания действительности в XVIII-XIX вв. было полное устранение познающего субъекта из научной картины мира, изображение мира “самого по себе”, независимо от средств и способов, которые применялись при получении необходимых для его описания сведений. Естествознание XX в. показало неотрывность субъекта, исследователя от объекта, зависимость знания от методов и средств его получения. Иначе говоря, картина объективного мира определяется не только свойствами самого мира, но и характеристиками субъекта познания, его концептуальными, методологическими и иными элементами, его активностью (которая тем больше, чем сложнее объект). «Антропный принцип» означает: мир таков, каков есть, потому что, это мы глядим на него и всякое изменение в нас, в нашем взгляде, в нашем самочувствии и самосознании меняет картину мира. “Чисто объективное” ее описание – невозможно. Развитие науки показало, что исключить субъективное вообще из познания, полностью невозможно, даже там, где “Я”, субъект играет крайне незначительную роль [15].

В формировании естественнонаучных знаний, первостепенную роль играет идея элементарности, так как учащиеся должны усвоить положение философии о безграничности движения материи в пространстве и бесконечности ее познания. Естественнонаучные знания, лежащие в основе построения научной картины мира, от общих представлений приходят к отдельным элементам. В материальном мире можно выделить три структурные области – микромир, макромир, мегамир.

Микромир: основные объекты - молекулы, атомы и составляющие их элементарные частицы; основные типы взаимодействия - электромагнитное, сильное и слабое.

Макромир: основные объекты планеты, их спутники и окружающие нас на Земле тела, планетные системы звезд, макрополя - гравитационное и электромагнитное.

Мегамир: основные объекты - галактики, гравитационное поле и электромагнитное поле; виды взаимодействия - гравитационное и электромагнитное.

На уровне макромира можно выделить два основных вида материи - вещество и поле. Единство волновых и корпускулярных свойств, прерывности и непрерывности, т.е. корпускулярно-волновой дуализм, есть общая черта материальных объектов, которой обладают и все микрочастицы. Современная научная картина мира исходит из того, что материя находится в состоянии движения, понимаемого как изменения вообще, и многообразия форм движения:

а) механического движения;

б) теплового движения;

в) электромагнитной формы движения;

г) взаимопревращения частиц.

Современная научная картина мира исходит из представлений о качественном своеобразии, взаимосвязи форм движения и о сохранении ряда важнейших физических характеристик. На материалистических взглядах строится научная картина мира, а также обыденная картина мира, так как она является моделью реального мира в сознании человека. Естественнонаучная картина мира является лишь одним из направлений научной картины мира и не ограничивается лишь ею. В свою очередь, естественнонаучная картина мира, в связи с процессом дифференциации наук, подразделяется на множество картин мира, определяемых многообразием наук изучающих не только природу. Придерживаясь вышеуказанных положений, основные черты современной физической картины мира можно представить в следующей схеме, представленной на рисунке 2.


Рисунок 2 -Основные черты современной физической картины мира


Особая роль в этом многообразии отводится физической картине мира, как основной науки, не только изучающей закономерности природы, но и являющейся основным двигателем научного прогресса. Причины, способствовавшие во все времена появлению определенной на данный момент времени картины мира, объясняются свойствами человеческого сознания познавать все неопознанное, проникать в тайны природных явлений.

Главные «движущие силы» многих открытий и достижений - познать мир, познать свое место в этом мире.

Анализ философских источников показал многообразие существовавших и существующих точек зрения относительно трактовки понятия «научной картины мира». Из исследователей-философов, посвятивших свои работы исследованию понятия научная картина мира можно отметить следующих авторов: Б.Г.Ананьев, Б.В. Ахлибинский, Т.А.Бадкова, Дышлевый П.С., Извозчиков В.А., Казютинский В.В., Карпинская Р.С., Камшилов М.М., Микешина Л.А., Мостепаненко М.В., Михайловский В.Н., Мороз А.Я., Пахомов Б.Я., Платонов Г.В., Ростовцев А.Н., Степин В.С., Чепиков, Чаговец Р.В. [16-33]. В этих исследованиях отмечалось, что общая научная картина мира возникает не интуитивно, а посредством философского синтеза достижений наук и представляет собой суммарный результат науки на том или ином этапе исторического прогресса. НКМ4 непрерывно развивается, наполняясь новым содержанием.

Все науки независимо от того, какие области действительности они призваны исследовать, оказывают влияние на построение научной картины мира. В большинстве источников подчеркивается, что понятие «научная картина мира» имеет определенную структуру. Остаются «открытыми» вопросы по конкретным формам этой структуры. Например, в ряде работ проводится различие между:

  1. общенаучной (или единой) картиной мира;

  2. естественнонаучной картиной мира;

  3. частнонаучной (локальной ) картиной мира.

По мнению С.Б.Крымского5, в соответствии с дифференциацией наук и формами их интеграции понятие «картина мира» раскрывается в четырех взаимосвязанных, но различных аспектах [34]:

  1. научная картина мира;

  2. единая конкретно-научная картина мира;

  3. естественнонаучная картина мира;

  4. физическая картина мира.

Учитывая строение современного естественнонаучного знания он предлагает следующую схему соотношения систем объектов и средств их воспроизведения на уровне познания (таблица 2).


Таблица 2- Соотношения систем объектов и средств их воспроизведения на уровне познания ( по С.Б.Крымскому)


Предметная область

Дисциплинарный статус результатов познавательного процесса

Уровень систематизации знания

Концептуальная

структура

Субмир

(мегамир,микромир, и т.д.)

Отрасль науки

Модель субмира (типа космологических моделей)

Интертеория

Мир

Фундаментальные науки

Конкретно-научная картина мира

Объединительная теория

Природа

Естествознание

Система природы

Многоуровневая концепция (междисциплинарный синтез)

Универсум

Философия

Мировоззрение

Система воззрений


Особый интерес представляет рассмотрение естественнонаучной картины мира как формы междисциплинарного синтеза знания и в этом смысле – как формы систематизации знания, пограничной и для философии и для естествознания. Естественнонаучная картина мира включает, по словам автора, не просто данные конкретных наук и не просто те или иные мировоззренческие максимы, но прошедшие диалектико-мировоззренческое обобщение фундаментальные результаты естествознания. Так как естественнонаучная картина мира строится на основе эмпирического материала, поэтому естественнонаучная картина мира является знанием из принципов:

  • инвариантности (законы сохранения, принципы относительности и симметрии);

  • необратимости процессов природы;

  • дискретности [35, с.212].

Научная картина мира является самостоятельным компонентом в структуре научного познания и играет значительную роль важного связующего звена между мировоззрением и теоретическим знанием. Во многих философских источниках отмечается, следующее: с понятием «картина мира», претендующим на объективность видения, сопряжено понятие «мировоззрение»; в отличие от «картины мира», «мировоззрение» подчеркивает субъективный ракурс рассмотрения: цели, ценности, предпочтения. Мировоззрение указывает не на мир сам по себе, а на наше отношение к нему. При всей справедливости сказанного стоит заметить, что в реальной жизни объективное и субъективное тесно связаны потому, что картина мира органично переходит в мировоззренческие понятия и непосредственно сопряжена с ними [36]. Мировоззрение, как известно, представляет собой не просто сумму специфических для каждой науки представлений о мире, а интерпретированную в мировоззренческом плане совокупность современных данных о тех фрагментах объективной реальности, которые выступают предметом познания конкретных наук.

Посредством научной картины мира в науку вводится общее представление о структуре изучаемой реальности и тем самым осуществляется обратная связь: научная картина мира указывает, какие области науки имеют сходные предметы исследования, и помогает разностороннему изучению объективного мира. Р.С. Карпинская подчеркивает, что научная картина мира является одним из важнейших элементов современного мировоззрения и формируется главным образом под воздействием физических наук. Наиболее активно воздействует на формирование научной картины мира – биология, благодаря своему вкладу в идею глобального эволюционизма. Под «глобальным эволюционизмом» Карпинская Р.С.6 подразумевает представление о всеобщности развития, возникающее при обобщении данных космологии, химии, биологии и геологии, охватывающее как живую, так и неживую природу. Активное воздействие биологии на формирование научной картины мира, по мнению Карпинской Р.С.не дает основания считать, что может быть создана «биологическая картина мира», впрочем как и любая другая частная. Единственно возможной картиной мира, по ее мнению, является физическая. По мере подключения к ней химического, биологического и других знаний она будет терять свой сугубо естественнонаучный характер, все более сливаясь с целостным мировоззрением [37].

В своем исследовании мы придерживаемся точки зрения Карпинской Р.С.и считаем, что значимость формирования физической картины мира в школьном образовании, как фундамента научной картины мира с каждым годом повышается, при этом нисколько не уменьшая необходимость изучения других естественнонаучных дисциплин. Только их целостное изучение будет способствовать формированию научной картины мира.

Другой точки зрения придерживается Казютинский В.В. Он считает, что следует говорить о следующих уровнях картины мира: физической, которая составляет собой ядро естественнонаучной и существенный аспект научной или общенаучной картины мира [38, с.223]. Господство в современном научном мировоззрении физической картины мира, как считает Чаговец Р.В. и Депенчук Н.П., имеет исторически преходящий характер и является следствием опережающего развития физики с ее теоретическим аппаратом. Поэтому, научная картина мира приобрела ярко выраженную физическую окраску. Однако есть основания полагать, что наметившаяся в последнее время тенденция «гуманизации» биологии приведет к возрастанию ее роли в формировании научной картины мира. По мнению этих авторов, можно выделить две «горячие точки», имеющие особое общенаучное и мировоззренческое значение. Это – стык биологии и наук о неживой природе и стык биологии и общественных наук [39, с.159]. Такая тенденция действительно имеет место на сегодня. Однако, надо отметить возрастающую значимость технического образования, приобретающего все больше экологическую направленность. Не вызывает сомнения, что научная картина мира – специфическое мыслительное образование, занимающее промежуточное положение между философией и мировоззрением, с одной стороны, и специальной научной теорией, с другой. Однако, следует ли относить ее к науке или философии, является вопросом дискуссионным. Так, например, Б.Я.Пахомов считает, что картина мира входит в состав теоретических средств науки [40, с.114]. М.В. Мостепаненко высказывает мнение, что картина мира возникает путем умозрительного обобщения данных науки с помощью соответствующих философских идей. Б.В. Ахлибинский и М.В. Сидоренко рассматривают научную картину мира как форму синтеза философского знания, полагая, что научная картина мира органически включена в систему философского знания, так как только в научной картине мира важнейшие положения диалектической философии наполняются богатым содержанием частнонаучного знания и выступают в динамике, развитии [41, с.53]. Сходную точку зрения высказывает Г.В.Платонов, считая, что картина мира отражает всю сложную систему частных, общих и всеобщих законов, включает в себя и философские знания [42].

Таким образом, обобщая приведенные выше точки зрения относительно сущности научной картины мира, имевшие место в философской науке в конце 20 века на постсоветском пространстве, можно отметить следующие направления, в которых научная картина мира рассматривается как:

  • одна из логических форм знания, способ систематизации, интеграции научных знаний (А.Я.Мороз, М.М.Камшилов);

  • способ моделирования действительности, который выполняет категориальные функции по отношению к прошлому и будущему познания и деятельности, формируясь на основе их настоящего (Т.А.Бадкова) ;

  • теоретическая основа мировоззрения;

  • представления о единстве бытия мира и человека (Б.Г.Ананьев);

  • один из важнейших элементов современного мировоззрения, формируемой главным образом под воздействием физических наук (Р.С. Карпинская);

  • теоретическое средство науки (Б.Я.Пахомов);

  • умозрительное обобщение данных науки с помощью соответствующих философских идей ( М.В. Мостепаненко) ;

  • форма синтеза философского знания (Б.В. Ахлибинский, М.В.Сидоренко);

  • сложная система частных, общих и всеобщих законов, включающая в себя и философские знания (Г.В.Платонов).

Таким образом, существовавшие точки зрения в конце XX века на постсоветском пространстве не претерпели кардинальных изменений, и мы, в целом, согласны с перечисленными точками зрений. Разнообразность мнений относительно сущности научной картины мира еще раз подчеркивает ее многофункциональность и важность ее формирования через интеграцию знаний.

Значение научной картины мира обусловлено следующими, на наш взгляд, факторами:

  • во-первых, НКМ определяет направление научных поисков, общую программу научных исследований, основу стиля научного мышления. Это связано с тем, что когда возникает противоречие между НКМ и новыми данными в науке, возникает необходимость в новой картине мира, появлению которой предшествуют научные поиски возникших противоречий. Это движет науку вперед. НКМ важна, поскольку без НКМ научная теория вообще не может быть построена. Построение НКМ можно рассматривать как первую стадию теоретического исследования;

  • во-вторых, НКМ синтезирует знания различных областей науки, то есть объединяет в единую теорию частнонаучные картины мира и выступает как интегратор научных знаний;

  • в-третьих, НКМ необходима человеку для построения на ее основе целесообразных практических действий и понимания перспектив развития человеческого общества.

Особое значение в философских источниках отводится понятию естественнонаучной картины мира. Например, по М.В.Мостепаненко, в каждой области наук имеется своя специфика, имеет смысл различать главные и локальные картины мира. ЕНКМ подразделена на три главных локальных картин мира: физическую, биологическую, антропологическую картины мира, каждая из которых подразделяется на частнонаучные картины мира. В своем взаимодействии эти картины мира осуществляют, по сути, систематизацию наук: распределение естественных наук по основным областям и объединение этих областей в единую систему наук о природе. Частные научные картины мира могут подразделяться на множество других наук, что говорит о процессе дифференциации наук. То есть, частные научные картины мира будут пополняться по мере развития науки, и от них будет зависеть целостность научной картины мира. Особо стоит вопрос о биологической картине мира (БКМ7). Неоднократно ставился вопрос о полной сводимости биологических явлений к физическим, в связи, с чем предлагалось язык физики считать универсальным «унифицированным» языком науки. Однако до сих пор нет ни одной биологической теории, содержание которой можно было бы выразить только в терминах физики. Поэтому имеются все основания считать БКМ главной локальной картиной мира по отношению ко всем наукам о живой природе, связанным с биологией. Это еще раз показывает взаимосвязь процессов интеграции и дифференциации науки. В своем исследовании, мы согласны с авторской позицией Мостепаненко М.В., относительно структуры научной картины мира, которую попытались представить схематично на рисунке 3.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Формирование научной картины мира у учащихся колледжа iconРефераты по дисциплине «Общее языкознание»
Циберева С. Понятие о «языковой картине» мира (на примере британской картины мира)
Формирование научной картины мира у учащихся колледжа iconУрок биологии в 8а классе
Концептуальная цель: развитие познания и понимания биологической картины мира и осознание места человека в системе органического...
Формирование научной картины мира у учащихся колледжа iconУчение Аристотеля
Учение Аристотеля о материи и форме один из важнейших итогов развития древнегреческой культуры разработка первой естественно-научной...
Формирование научной картины мира у учащихся колледжа iconВлияют ли грамматические различия переводов на отражение картины мира древних тюрков?
Павловский В.: Влияют ли грамматические различия переводов на отражение картины мира древних тюрков?
Формирование научной картины мира у учащихся колледжа iconРоль античной философии в становлении научной рациональности
В эпоху сама возможность научного познания мира отнюдь не были самоочевидной. Немало мыслителей сомневалось в возможности естественнонаучного...
Формирование научной картины мира у учащихся колледжа iconМектеп басшыларына!
Олжаса Сулейменова; расширение знаний учащихся о жизни и творчестве выдающегося поэта, писателя, общественного и политического деятеля...
Формирование научной картины мира у учащихся колледжа iconФормирование деонтологических качеств будущего учителя в процессе профессиональной практики (в условиях педагогического колледжа)

Формирование научной картины мира у учащихся колледжа iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный университет» программа
Главные элементы политической карты. Формирование политической карты мира. Современная политическая карта мира и международные отношения....
Формирование научной картины мира у учащихся колледжа iconТема работы: Влияние картины Гольбейна на формирование замысла романа
Научный Линдт Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы гимназии №164
Формирование научной картины мира у учащихся колледжа iconСамостоятельная работа по географии на тему: «География населения мира: миграция, урбанизация»
Формирование представлений о современном состоянии народонаселения мира и о различных критериях классификации народонаселения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©kzdocs.docdat.com 2012
обратиться к администрации
Документы
Главная страница