Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер с фр




НазваниеРуссо Ж. Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер с фр
страница1/29
Дата конвертации11.02.2016
Размер2.21 Mb.
ТипКнига
источникhttp://bespalovseminar.narod.ru/literature/Rousseau.doc
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Жан Жак Руссо. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права


---------------------------------------------------------------

Перевод с франц. А.Д. Хаютина и В.С. Алексеева-Попова.

По изд.: Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. - М.:

"КАНОН-пресс", "Кучково поле", 1998. - 416 с.

---------------------------------------------------------------


Foederis aequas

Dicamus leges

Virg. [ilius]. Aeneid, XI*


ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ


Этот небольшой трактат извлечен мною из более обширного труда (1),

который я некогда предпринял, не рассчитав своих сил, и давно уже оставил.

Из различных отрывков, которые можно было извлечь из того, что было

написано, предлагаемый ниже - наиболее значителен, и, как показалось мне,

наименее недостоин внимания публики. Остальное уже более не существует.

________________

* Мы расскажем о справедливых законах, основанных на договоре.

Верг.[илий]. Энеида, XI, [321] (лат.).]

КНИГА 1



Я хочу исследовать, возможен ли в гражданском состоянии какой-либо

принцип управления, основанного на законах и надежного, если принимать людей

такими, каковы они, а законы - такими, какими они могут быть (2). В этом

Исследовании я все время буду стараться сочетать то, что разрешает право, с

тем, что предписывает выгода, так, чтобы не оказалось никакого расхождения

между справедливостью и пользою (3).

Я приступаю к делу, не доказывая важности моей темы. Меня могут

спросить: разве я государь или законодатель, что пишу о политике. Будь я

государь или законодатель, я не стал бы терять время на разговоры о том, что

нужно делать, - я либо делал бы это, либо молчал.

Поскольку я рожден гражданином свободного Государства и членом суверена

(4), то, как бы мало ни значил мой голос в общественных делах, права

подавать его при обсуждении этих дел достаточно, чтобы обязать меня уяснить

себе их сущность, и я счастлив, что всякий раз, рассуждая о формах

Правления, нахожу в моих розысканиях все новые причины любить образ

Правления моей страны.

Глава I ПРЕДМЕТ ЭТОЙ ПЕРВОЙ КНИГИ



Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах (5). Иной мнит себя

повелителем других, что не мешает ему быть рабом в большей еще мере, чем они

(6). Как совершилась эта перемена? Не знаю. Что может придать ей законность?

Полагаю, что этот вопрос я смогу разрешить.

Если бы я рассматривал лишь вопрос о силе и результатах ее действия, я

бы сказал: пока народ принужден повиноваться и повинуется, он поступает

хорошо; но если народ, как только получает возможность сбросить с себя ярмо,

сбрасывает его, - он поступает еще лучше; ибо, возвращая себе свободу по

тому же праву, по какому ее у него похитили, он либо имеет все основания

вернуть ее, либо же вовсе не было оснований ее у него отнимать. Но

общественное состояние - это священное право, которое служит основанием для

всех остальных прав. Это право, однако, не является естественным;

следовательно, оно основывается на соглашениях. Надо выяснить, каковы эти

соглашения. Прежде чем приступить к этому, я должен обосновать те положения,

которые я только что выдвинул.

Глава II О ПЕРВЫХ ОБЩЕСТВАХ


Самое древнее из всех обществ и единственное естественное - это семья

(7). Но ведь и в семье дети связаны с отцом лишь до тех пор, пока нуждаются

в нем. Как только нужда эта пропадает, естественная связь рвется. Дети,

избавленные от необходимости повиноваться отцу, и отец, свободный от

обязанности заботиться о детях, вновь становятся равно независимыми. Если

они и остаются вместе, то уже не в силу естественной необходимости, а

добровольно; сама же семья держится лишь на соглашении.

Эта общая свобода есть следствие природы человека. Первый ее закон -

самоохранение, ее - первые заботы те, которыми человек обязан самому себе, и

как только он вступает в пору зрелости, он уже только сам должен судить о

том, какие средства пригодны для его самосохранения, и так он становится сам

себе хозяином.

Таким образом, семья - это, если угодно, прообраз политических обществ,

правитель - это подобие отца, народ - детей, и все, рожденные равными и

свободными, если отчуждают свою свободу, то лишь для своей же пользы. Вся

разница в том, что в семье любовь отца к детям вознаграждает его за те

заботы, которыми он их окружает, - в Государстве же наслаждение властью

заменяет любовь, которой нет у правителя к своим подданным.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Похожие:

Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер с фр iconКубок им. Ю. В. Гранильщикова присужден команде турклуба мгту
Желтая -пер. Фанская сказка (3А, 4300, п/п) лед. Имат пер. Имат (3А, 4100) пер. Линкор (1Б,4350, п/п) -пер. Сурх (1Б, 4450) р. Казнок...
Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер с фр iconЗимми – неверные подданные Халифата
Первые названы муслимами и муминами, а вторые кяфирами (неверными) (Кор пер. Осман. 13: 14; пер. Крачк. 2: 286; 9: 29) и мушриками...
Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер с фр iconПлан Введение 2 Концепция “общественного договора” Ж. Ж. Руссо 5 Заключение 14
Жан-Жак Руссо (1712—1778) — один из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и политических учений
Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер с фр iconБиография и творчество Ж. Ж. Руссо Педагогические работы «Эмиль или о воспитании»
Родился Руссо в 1712 году в Женеве, в семье ремесленника-часовщика, и не получил систематического образования, еще ребенком был отдан...
Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер с фр iconРеферат по философии на тему: Жан Жак Руссо великий просветитель
В отличие от идеологов буржуазии 17 и 18 веков, которые видели в капитализме одни лишь положительные стороны, Руссо доказывал, что...
Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер с фр iconО том, способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?», в которой он, рассматривая конкретные виды искусства и достижения наук, доказывает мысль о вреде цивилизации для нравственной жизни человечества. Руссо утверждает, что «успехи наук и искусств ничего не прибавили к нашему истинно
Жан-Жака Руссо с позиции современного общества. Анализируется, как с помощью идей Руссо можно понять окружающую действительность,...
Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер с фр iconКонкурс трактатов на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов»
Ж. Ж. Руссо, отрицательно ответивший на поставленный вопрос. Прошло 260 лет, но проблемы, поднятые Руссо, не исчезли, и его «Рассуждение...
Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер с фр icon«Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?». Произведение Руссо заняло первое место. В этом сочинении Руссо дал совершенно неожиданный для того времени ответ. Он ответил отрицательно на поставленный вопрос, довольно красноречиво и убедительно показав, что науки и искусства негат
Женевы. Занимался различной работой, переезжая с места на место. Побывал в Италии, Южной Франции. В 1741 году приехал в Париж. Знакомства...
Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер с фр iconРеферат по предмету ''Зарубежная литература'' Студентки второго курса вечернего отделения
Андре Моруа, Руссо относится к числу тех писателей, о которых можно сказать: “…без них вся французская литература пошла бы в другом...
Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер с фр iconБольшие города истощают государство. Богатство, которое они создают, иллюзорно. Франция была бы куда могущественней, если бы Париж исчез с лица Земли
Французский философ-просветитель, писатель, композитор. Жан Жак Руссо родился 28 июня 1712 в Женеве, в семье часовщика. Мать Руссо,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©kzdocs.docdat.com 2012
обратиться к администрации
Документы
Главная страница