Перевод исследования




Скачать 231.36 Kb.
НазваниеПеревод исследования
страница1/3
Дата конвертации11.02.2016
Размер231.36 Kb.
ТипДокументы
источникhttp://tka4.org/materials/study/3 sem/Philosof/#ANY/античность/ДЕМОКРИТ.doc
  1   2   3
ДЕМОКРИТ. ТЕКСТЫ.


ПЕРЕВОД

ИССЛЕДОВАНИЯ

L E N I N О Р О L I

М С М L Х Х

ИЗДАТЕЛЬСТВО "НАУКА"

ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ЛЕНИНГРАД • 1970


УЧЕНИЕ ДЕМОКРИТА

А. ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

а. ПРИНЦИПЫ БЫТИЯ

I. Принцип "исономии" (равновероятности) ("не более так, чем иначе", "почему скорее здесь и теперь, чем там и тогда")

1. Аристотель. Физика III, 4: (К доказательству того, что существует нечто бесконечное, исследователи приходят главным образом исходя из пяти оснований). Но существеннее и главнее всего то, что служит общим затруднением для всех (исследователей): так как в мышлении "не может быть пробела", то кажется, что и число бесконечно, и математические величины, и то, что находится за пределами неба (т.е. нашего мира). Если же это внешнее пространство бесконечно, то кажется, что и тело бесконечно (т.е. число тел бесконечно) и миры (по числу). В самом деле, почему они скорее будут в одном месте пустоты, чем в другом? Так что если масса есть в одном месте, то она есть и повсюду. Равным образом, если существует бесконечная пустота и бесконечное пространство (t¤poV), то и тело необходимо должно быть бесконечным, ведь в вечности нет никакой разницы между возможностью и существованием.

Симпликий, комм. 467, 16: Если (бесконечна) пустота, то, как, по-видимому, говорил Демокрит, должны быть бесконечны и миры.

Филопон, комм. 405, 23: Исходя из этого, и Демокрит принял существование бесконечных миров, принимая, что пустота бесконечна. Ибо на основании какого принципа распределения одна часть пустоты была бы заполнена каким либо миром, а другие - нет? Так что если мир существует в какой либо части пустоты, то, очевидно, и во всей пустоте. Но так как пустота бесконечна, то бесконечны будут и миры.

Лактанций. О гневе божьем 10: Так как, говорит Левкипп, целое бесконечно и ничто не может оставаться неиспользованным, то, следовательно, необходимо, чтобы миры были бесконечны по числу.

2. Симпликий, комм. к "Физике" I, 2, стр. 28, 4 слл.: Левкипп принял, что в элементах имеется бесконечное множество форм, так как "ничто не более такое, чем такое"... Левкипп и Демокрит утверждают, что число форм в атомах бесконечно, так как "ничто не более такое, чем такое". Такую причину бесконечности они приводят.

3. Секст. Пирроновы положения I, 213: Из того, что мед одним кажется сладким, а другим горьким, Демокрит, как говорят, заключил, что он не сладкий и не горький. Поэтому он и твердил постоянно те же слова: "не более чем...".

Аристотель. Метафизика III, 5: Истинность явлений для некоторых возникает из чувственных восприятий. Ибо они думают, что судить о том, что истинно, следует не по большинству или меньшинству мнений: одно и то же одним из отведывающих кажется сладким, а другим - горьким... да и каждому в отдельности не всегда представляется в восприятии одинаковым одно и то же. Итак, какие из этих представлений истинны и какие ложны, неясно: ибо не более истинны те или иные, но все одинаково. Поэтому Демокрит и утверждает, что или ничто не истинно, или истинное нам неизвестно.

Феофраст. Об ощущениях 69: Вообще величайшее противоречие, и притом имеющее общее значение, в том, чтобы признавать ощущение неодинаковым (для различных субъектов) и вместе с тем определять его (зависимостью от) форм (атомов), так что одно и то же одним представляется горьким, другим - сладким, третьим - иным: ведь невозможно, чтобы форма (атомов) была непостоянной или чтобы одно и то же было для одних шарообразным, а для других иным (а между тем это необходимо, если оно для них сладко, а для других горько), или чтобы формы (атомов) менялись сообразно с нашим состоянием. Существо дела в том, что форма сама по себе, а сладость и вообще ощущаемое - в отношении к другому и зависит от других (обстоятельств), как он сам говорит. Нелепо также утверждать, что всем воспринимающим одни и те же (явления) представляется одно и то же, и одновременно сомневаться в истинности этих (представлений), если ранее сказано, что находящимся в различном состоянии представляется различное, а также, что каждое (из этих представлений) не более, чем другое, причастно к истине... (71) Он это делает еще более ясным в тех (местах), в которых говорит, что каждое (ощущение) возникает и существует по истине.

4. Аэций III, 15, 7: Парменид и Д. говорят, что земля остается в равновесии потому, что она равно удалена отовсюду (т.е. от всех точек оболочки космоса), ибо у нее нет причины, почему бы она стремилась двигаться "скорее сюда, чем туда". Поэтому она только колеблется, но не движется.

Аристотель. О небе II, 13: Некоторые утверждают, что (земля) остается неподвижной из-за симметрии, как из древних говорил, например, Анаксимандр; ибо предмету, помещенному в центре и симметрично расположенному по отношению к краям (целого), ничуть не в большей мере надлежит двигаться вверх, чем вниз или в стороны. А совершать движение в одно и то же время в противоположные стороны невозможно. Так что по необходимости он будет оставаться неподвижным.

5. Аристотель. Физика IV, 8: Тем, которые утверждают, что существует пустота как нечто необходимое, поскольку существует движение... придется считать, что невозможно, чтобы двигалось что бы то ни было, поскольку существует пустота. В пустоте необходимо должно отсутствовать движение, подобно тому как рассуждают принимающие неподвижность земли изза ее симметричного положения: ведь нет причины, "почему бы она двигалась сюда больше, а сюда меньше"; поскольку это пустота, в ней нет различий... Далее, никто не смог бы сказать, почему (тело), приведенное в движение, гденибудь остановится: в самом деле, "почему оно скорее остановится здесь, чем там". Следовательно, ему необходимо или оставаться в покое или нестись в бесконечность, если только не воспрепятствует чтонибудь более сильное.

6. Цицерон. Академические исследования II, 17, 55: Затем ты обращаешься к физикам, над которыми больше всего смеются в Академии, - вот и ты их заденешь - и говоришь, что, по утверждению Демокрита, существуют бесчисленные миры, причем некоторые из этих миров между собой не только сходны, но во всех отношениях совершенно и абсолютно одинаковы, так что между ними совсем нет никаких различий, как и между (соответствующими друг другу) людьми (в различных мирах). Затем ты требуешь, чтобы (в силу предпосылки, по которой) один мир в такой мере равен другому, что между ними нет ни малейшей разницы, тебе было бы дозволено сделать допущение, что и в этом нашем мире существуют некоторые вещи, в такой степени равные друг другу, что между ними нет никакой разницы, никакого различия. Ты спросишь: почему из тех атомов, из которых, по утверждению Демокрита, все рождается, в остальных мирах - и притом бесконечных по числу - бесконечные по числу Квинты Лутации Катулы не только могут существовать, но и существуют, а только в нашем мире невозможно, чтобы появился второй Катул? Начну с того, что ты отсылаешь меня к Демокриту, а я с ним не согласен и, наоборот, скорее отвергаю (его взгляд). Ведь более тонкими естествоиспытателями ясно излагается, что каждая отдельная вещь имеет свои особые свойства.

Цицерон. Академические исследования II, 40, 125: Чьим мне быть последователем? Демокрита?... Не полагаешь ли ты... что как в этом одном мире убранство столь чудесно, таким же образом существуют и еще бесчисленные миры - над нами, под нами, вправо, влево, перед нами - одни непохожие, а другие такого же рода, как и наш мир? И подобно тому как мы в эту минуту находимся близ. Бавл и видим Путеолы, так в совершенно таких же местах находятся бесчисленные люди, имеющие как раз такие же имена, должности, заслуги, способности, внешность, возраст и спорящие между собой на те же темы. Ср. Псевдогиппократ. Письма 10: Иногда он (Демокрит) говорит, что уносится в бесконечное пространство и что там есть бесчисленное множество Демокритов, таких же, как он.

7. Плутарх. Против Колота 4: (Колот) упрекает (Демокрита) прежде всего в том, что своим утверждением, будто каждая из вещей не "более такая, чем такая", он привел в расстройство жизнь... Колота ввело в заблуждение изречение этого мужа, в котором он устанавливает: не более существует "чего", чем "ничего", обозначая (термином) "чего" "тело", а термином "ничего" - пустоту, так как и эта последняя имеет некую природу и самостоятельное бытие...

Аристотель. Метафизика I, 4: (Левкипп и его товарищ Демокрит) говорят, что бытие существует не более, чем небытие. Асклепий, комм. 33, 9: (Л. и Д.) говорили, что не больше существует бытия, чем небытия, так как тeла, т.е. атомов, существует не больше, чем пустоты: ведь повсюду есть и пустота, и атомы.

Феофраст у Симпликия, комм. к "Физике" I, 2, стр. 28, 4: Л.... считал, что... бытие существует не более, чем небытие.

8. Аристотель. Метафизика III, 5: К взгляду, по которому противоречивые утверждения и противоположности существуют, (пытающиеся разрешить) затруднения пришли, исходя из чувственных вещей, так как они видели, что противоположности рождаются из одного и того же. Если невозможно, чтобы небытие стало (реальностью), то значит вещь существовала раньше, будучи в равной мере и тем и другим (и отрицанием, и утверждением). Такой (смысл имеет и) утверждение Анаксагора, что во всякой (вещи) смешаны все (вещи), и (таково же утверждение) Демокрита: ведь и этот последний утверждает, что в любой части (материи) есть и пустое, и полное, причем одно из них бытие, а другое небытие.

Александр, комм. 303, 25 слл.: Аристотель, по-видимому, объясняет здесь, каким образом Демокрит от положения, что полное есть бытие, а пустое - небытие и что (оба) эти (начала) в равной мере существуют в том, из чего рождаются (тела), пришел к утверждению, что для каждой (вещи) истинны противоположности: бытие и небытие.

Ср. Аристотель. Метафизика XI, 1: И, как утверждает Демокрит, "все (вещи) были вместе" потенциально, реально же не были (см. № 221).


II. Принцип аналогии между микрокосмом и макрокосмом


9. Секст. Против математиков VII, 265; Цицерон. Академические исследования II, 23, 73 (см. № 65): Вот что я говорю о целом... Человек - это то, что все мы знаем.

10. Аристотель. Физика VIII, 2: Если это может произойти в животном, то что препятствует тому, чтобы то же самое произошло и в совокупности вещей. Если это происходит в малом мире (микрокосме), значит, и в большом (в макрокосме).

11. Секст. Против математиков VII, 116-117: Древний... взгляд, что подобное познается подобным... Но Демокрит пользуется этим рассуждением по отношению к одушевленным и к неодушевленным предметам. Он говорит: "Ведь и животные собираются в стаи вместе с животными одного с ними рода, как например голуби с голубями, журавли с журавлями...".

Аэций IV, 19, 13: Демокрит говорит, что и воздух разбивается на тела сходной формы и скатывается вместе с обломками звука (такой же формы). Ведь "галка близ галки садится" и "равного с равным сводят всегда бессмертные боги" (Одиссея XVII, 218). См. № 316.

12. Сенека. Естественные вопросы V, 2: Демокрит говорит: подобно тому как на площади или на улице, пока малолюдно, люди гуляют без толкотни (ср. Фемистий, комм. к "Физике" IV, 9, стр. 135, 15: "тела... уступают место... как (уступают место) проходящим через толпу" Симпликий, комм. 683, 12), а когда толпа собирается в тесном месте, начинается ссора, так как одни наталкиваются на других, так и в том пространстве, которым мы окружены, когда много тел заполняет небольшой объем, неизбежно одни наталкиваются на других, толкают их, отталкиваются назад, переплетаются и сжимаются.

Аэций II, 4, 9: Демокрит утверждал, что гибель мира происходит, когда больший мир побеждает меньший.

Аристотель. О происхождении животных IV, 1: Демокрит из Абдер говорит... рождается ли самка или самец... зависит от того, чья сперма победит, выйдя из (полового) органа... Рождение самки или самца зависит от победы одного органа над другим... Преобладание и победа этого органа ведет к тому, что рождается самка...

Псевдофилопон, комм. к "О происхождении животных" IV, 1, стр. 167, 13: Демокрит же говорил, что самцы и самки... рождаются в зависимости от победы (той или иной - мужской или женской) частицы... Прежде всего происходит борьба между теми частицами, которыми отличаются друг от друга самец и самка...


III. То, что вечно, не имеет ни начала ни причины


13. Аристотель. О происхождении животных II, 6: Неправильно и не с точки зрения причинной связи определяют необходимость те, которые заявляют, что так происходит всегда, и полагают, что это и есть начало в этих (явлениях), как Демокрит из Абдер, утверждавший, что вечное и бесконечное не имеет начала, а причина есть начало, вечное же безгранично, поэтому спрашивать, какова причина какой-либо из таких вещей, по мнению Демокрита, то же, что искать начало бесконечного.

14. Аристотель. Физика VIII, 1: На этом основании и Демокрит доказывает невозможность возникновения каждой вещи: так как время безначально. Вообще считать достаточным началом (т.е. основанием) то, что так всегда бывает и происходит, неправильно, а Демокрит сводит к этому природную причинность, говоря, что так и прежде происходило. Ибо он не считает нужным искать начало вечного.

15. Цицерон. О границах добра и зла I, 6, 17: Демокрит считает... что следует толковать движение атомов, исходя не из какого-либо начала, а из того, что (они движутся) вечно. 15а. Варрон. О латинском языке VI, 39: Демокрит, Эпикур и другие, утверждавшие, что существует бесконечное число начал, не говорят, откуда эти начала, но только, какого они рода, однако их большой заслугой является то, что они показывают, каким образом (вещи) в мире состоят из этих начал.

16. Симпликий, комм. 583, 20: Они утверждали, что те тела, которые они считают первотелами, т.е. атомы, всегда движутся в бесконечной пустоте в силу внешнего воздействия.

17. Аристотель. Метафизика XII, 6: Однако, если (принять то), что говорят богословы, считающие матерью всего ночь, или то, что говорят естествоиспытатели, утверждающие, что "все вещи были вместе", получается та же неразрешимая (задача). Как (вещь) придет в движение, если не будет никакой реально действующей причины? Ведь не может древесный материал двигать сам себя, но (его движет) плотничье искусство; (точно так же не могут приводить себя в движение) месячные истечения или земля, но (их движут) семя человеческое или семена растений. По этой же причине некоторые рассматривают "вечно" в актуальном смысле, как например Левкипп и Платон. В самом деле, они говорят, что движение вечно. Однако, почему оно и каково оно, они не говорят • и не указывают причины, почему оно происходит (один раз) так, (другой раз) иначе... О том, что действие предшествует (пассивному состоянию), свидетельствует Анаксагор... и те, которые говорят, что движение вечно, как например Левкипп.

18. Симпликий, комм. 331, 16: Приверженцы Демокрита, по-видимому, пришли к выводу, нелепому в двух отношениях: во-первых, потому, что считают причиной нашего неба (т.е. мира) - что я говорю: "неба"! - всех миров, многочисленных или даже, как они полагают, бесчисленных, спонтанность, но тем не менее не говорят, что же такое представляет собой эта спонтанность.

Фемистий, комм. 49, 12: Разве не справедливо обвинять Демокрита и других? Самое важное они отвели на долю случая, а людям не придали ни малейшего значения; бесконечные небеса (т.е. миры) и вихрь, и предержащий миропорядок не возвели ни к какой другой причине, кроме случая и спонтанности.

Филопон, комм. 261, 31: Демокрит считает причиной распорядка во (всем) сущем случай... (265, 5) Они (сторонники Демокрита) утверждают, что такое движение атомов, из-за которого они отделяются друг от друга, произошло в силу случая. Так же и вихрь, приведший вселенную в тот порядок, который существует ныне и при котором вместе с небом вращается и воздух, а земля вследствие быстрого вращения сохраняет свое положение в центре (см. № 370), равным образом возник спонтанно и случайно... (265, 15) Изрядной долей сумасбродства надо, как кажется, обладать для того, чтобы причину того, что все совершающееся вечно в одних и тех же формах, видеть в спонтанности.

19. Симпликий, комм. к "Физике" II, 4, стр. 327, 24: Точно так же и Демокрит в тех местах своих трудов, где он говорит, что "вихрь всевозможных форм (атомов) выделился из совокупности вещей" (однако, как это произошло и по какой причине, он не говорит!), по-видимому, возводит этот вихрь к спонтанности и случаю.

20. Псевдоплутарх. Строматы 7: Демокрит из Абдер положил в основу (своего учения) бесконечность совокупности вещей, так как она никоим образом не была кем-либо сооружена. Кроме того, он считает ее неизменной и вообще отчетливо объясняет, какова совокупность вещей. Причины того, что ныне происходит, не имеют никакого начала (т.е. имеются "частные причины", но не существует "первопричина"). (Существуя) искони в бесконечном времени, они содержали уже в себе в силу необходимости все без исключения: уже бывшее, происходящее теперь и будущее.

21. Аристотель. Физика VIII, 1: Они считают (время) никогда не возникшим; поэтому и Демокрит считает невозможным, чтобы все (вещи) возникли: ведь время никогда не возникло. Симпликий, комм. 1153, 22: Однако Демокрит был настолько убежден в том, что время вечно, что, желая доказать, что не все (вещи) когда-либо возникли, воспользовался как очевидной (предпосылкой) тем, что время не (могло когда-нибудь) возникнуть.

  1   2   3

Похожие:

Перевод исследования iconПрограммы курсов Общественно-политический перевод Перевод в сфере делового общения Юридический перевод
Программы курсов «Общественно-политический перевод», «Перевод в сфере делового общения», «Юридический перевод», «Реферирование и...
Перевод исследования iconКнига первая «Риторика»
«Риторика» печатается по изданию Аристотель. Риторика, перевод с греческого Н. Платоновой. Спб., 1894. Для настоящего издания перевод...
Перевод исследования iconПамятка по организации исследования
Продемонстрировать анимированные картинки своим друзьям, родителям и т д и провести опрос по теме исследования
Перевод исследования iconСнайдер Д. С53 Курс- выживания для подростков: перевод с англ
С53 Курс- выживания для подростков: перевод с англ.— М.: Горизонт, 1995.— 208 с. I5Вn 5— 85960— 016— X
Перевод исследования iconОсобенности стратегического управления цивилизационным развитием
Объект исследования: Объектом исследования является государственное стратегическое управление в условиях цивилизационного развития...
Перевод исследования iconChişINĂU 2008 Микроэкономика Общие вопросы Экономическая теория: предмет исследования, современная структура, методы исследования
Экономическая деятельность, содержание и основные компоненты: ресурсы, блага, потребности
Перевод исследования icon-
Том 2 / Перевод А. А. Фёдоров, Н. С. Летнева, А. М. Андронов. — Пермь: Алетейя, 1993. Isbn 5-87964-007-8, 5-87964-005-1; Том 3 /...
Перевод исследования iconНаучные исследования, наносистемы и ресурсосберегающие технологии в промышленности строительных материалов
Международной научно-практической конференции Научные исследования, наносистемы и
Перевод исследования iconПрограмма «Европейские исследования»; Программа «Североамериканские исследования»
Министерства образования Российской Федерации на реализацию программы подготовки магистров в области региональных исследований. Магистратура...
Перевод исследования iconСловарь основных бюрократических терминов Европейских Рамочных программ Перевод по источнику Myer W. Morron. The European Union’s Information Society Technology Program in f полная он-лайн версия книги
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©kzdocs.docdat.com 2012
обратиться к администрации
Документы
Главная страница