Учебное пособие для студентов специальности




НазваниеУчебное пособие для студентов специальности
страница1/19
Дата конвертации10.02.2016
Размер3.74 Mb.
ТипУчебное пособие
источникhttp://library.psu.kz/fulltext/transactions/390_arin_r.s._irenov_g.n._etnopolitologiya.doc
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Арын РИЗАТ САНСЫЗБАЕВНА

Иренов ГАБИТ НАЖМЕДИНОВИЧ


ЭТНОПОЛИТОЛОГИЯ


Теории этногенеза


Государствообразующий титульный этнос и

его статус в условиях независимости


Этнополитические процессы: проблемы и поиски


Павлодар

2007

Министерство образования и науки Республики Казахстан


Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова


Арын Р.С., Иренов Г.Н.


ЭТНОПОЛИТОЛОГИЯ


Учебное пособие

для студентов специальности

050502 – политология и

изучающим обществоведческие дисциплины





Павлодар


2007

ББК 66.0(5Каз)я73

УДК 323.1(574)
А 86, И79

Рекомендовано Учёным советом ПГУ им. С.Торайгырова


Рецензенты:

доктор политических наук, профессор Симтиков Ж.К.

доктор исторических наук, профессор Кадысова Р.Ж.

доктор исторических наук, профессор Дукенбаева З.О.


А86 Арын Р.С., И79 Иренов Г.Н. Этнополитология: учебное пособие. ─ Павлодар: ЭКО, 2008. – 215 с.


ISBN 9965-08-323-1:900.88


Предлагаемое учебное пособие рассматривает теоретико-методологические основы исследования теории этногенеза, концепции об этнополитологии, концептуальные подходы к проблемам государствообразующего титульного этноса и его эволюции, механизма реализации национальной политики в условиях независимого развития Республики Казахстана и идейно-консолидационные принципы обеспечения политической стабильности, межэтнического согласия и единства в казахстанском обществе (Главы І, ІІ, ІІІ IV подготовлены Арын Р.С., главы V, VI, VII – Иреновым Г.Н.).

Учебное пособие позволяет проследить состояние этнополитических процессов и новые подходы в решении межэтнических конфликтов. Оно включает также рабочую программу и учебно-методический комплекс, что, на наш взгляд, может оказать действенную помощь студентам и преподавателям по специальности «Политология» и обществоведческих дисциплин при изучении и исследовании нерешенных проблем этногенеза и этнополитологии.


ББК 66.0(5Каз)я73

УДК 323.1(574)


ISBN 9965-08-323-1:900.88

4310020000

00(05)-06

0503000000

00(05)-06

А , И


© Арын Р.С., Иренов Г.Н., 2007

©Павлодарский государственный университет м.С.Торайгырова, 2007

С О Д Е Р Ж А Н И Е




ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..

5

1 теоретико-методологические основы исследования этногенеза и этнополитики………...


12

1.1 Методологические основы исследования теории этногенеза …..………………………………………………………...…………….......


12

1.2 Национализм народов и опасность шовинизма …………………….

23

1.3 Теоретические концепции об этнополитологии…………………….

30

1.4 Концептуальные подходы к проблемам государствообразующего этноса……………………………….……………………………………..


37

1.5 Общее и особенное статуса титульной нации в этнополитической инноватике ………………………………………......................................


44


2 Титульный этнос и независимый Казахстан……………………………………………………………..



52

2.1 Титульный этнос к независимости...…………………………………

52

2.2 Формирование новой казахстанской государственности…………..

59

3 Ассамблея народа казахстана в реализации государственной этнополитики.......................................


71

3.1 Деятельность Ассамблеи народа Казахстана как фактор повышения политического статуса титульного этноса в условиях суверенного развития государства ………..……………..……….……...



71

3.2 Деятельность Ассамблеи народа Казахстана по реализации государственной национальной политики………………………………


93

3.3 Рекомендации и обращение Региональной научно-практической конференции «Об основных направлениях деятельности Ассамблеи по реализации государственной национальной политики в свете требований Стратегии Ассамблеи народа Казахстана»………………………………………………………………..



97


4 этнополитические процессы и эволюциЯ самосознания титульного этноса....................................



100

4.1 Этносоциальная и этнополитическая ситуация в оценках и представлениях массового сознания …………………………………...


100

4.2 Проблема этнического фактора в современной этнополитологии……..……………………………………………………



112

5 КОНСОЛИДАЦИОННО-НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИДЕИ КАК

УСЛОВИЕ СТАБИЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА………………………...


126

5.1 Консолидационные принципы этнополитики.…...…....……………

126

5.2 Пути решения межэтнических проблем и формирование

национальной идеи ….....……………………..…...……………………...


146

5.3 Партнерские отношения с Россией и их влияние на

консолидационный процесс …………………………...…………………



160

6 Научно-методические рекомендации к изучению этнополитологии и государственного ЯЗЫКа……………………………………..



175

6.1 Методологические подходы к изучению современной этнополитологии………………………………………………...………...


175

6.2 Языковая политика как фактор динамики этнических статусов ………………………………………………………………………………


184

7 Рабочая программа по дисциплине «Этнополитология»………………………………………………


192

7.1 Цели и задачи дисциплины…………………………………………..

192

7.2 Тематический план……………………………………………………

193

7.3 Содержание лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов…………………………………………………………


194

7.4 Экзаменационные вопросы по дисциплине…………………………

197


Глоссарий……………………………………………………………..


199


Литература……………………………………………………………


214

Введение


Современный мир раздирается множеством противоречий, нарушающих его целостность: Восток или Запад, модернизация или консерватизм, борьба или существование, интеграция или сепаратизм. Между тем, обретение целостности перед лицом глобальных кризисных процессов становится, пожалуй, единственным условием выживания человечества. В связи с этим, серьезной проблемой в новом столетии является становление политического мышления, в котором выражается стремление соединить в себе Запад и Восток, единство и стабильность и пр.

Ныне, так назыаемое, этносоциальное единство и советская пастораль «социалистическая по содержанию и национальная по форме» ушли в историю, а неидентифицированная проблема осталась и идет еще дальше, вплоть до противостояния, в нашем случае – этнического и национального.

Основная часть публицистов на первое место, в порядке идентификации на уровне эмоционально-чувственного и ментально-рационального понимания, ставит коренное население и пытается подчеркнуть в условиях суверенного развития республик бывшего СССР его особую значимость и определить статус титульной нации.

Однако, в постсоветском пространстве, к сожалению, все еще отсутствует четко очерченный статус титульного этноса, в научной литературе этническую общность истолковывают как территориальную и экономическую общность, как единство происхождения языка, культуры, психологического склада и т.д., хотя сегодня на Западе под ней понимают, прежде всего, гражданско-политическую общность.

Следовательно, актуальность исследования методологических проблем этнополитологии и эволюции социально-политического статуса титульного этноса обусловлена рядом причин как общетеоретического, так и практического характера.

Во-первых, опасность межэтнических конфликтов требует развития у каждого человека и различных типов общностей, миропонимания, основанного на психологии ненасилия, толерантности, позитивного компромисса. В традиционном мировосприятии разных народов можно найти адекватные установки, несмотря на доминирующее восприятие мира через призму взаимоотношений по типу «свои - чужие». Именно такое мировосприятие этносов позволило им не только сохраниться в ходе сложной противоречивой многовековой истории, но и идти по пути создания человечества как целостности. С одной стороны, требует особого анализа проблема сохранения и передачи этнических предрассудков и негативных стереотипов межнационального общения.

Во-первых, с другой стороны, индивидуальное поведение человека подлежит координации, без чего невозможно регулирование социальных отношений. Именно поэтому необходим анализ консолидирующих факторов и взаимоотношений этносов.

Во-вторых, не существует обществ без внутренней напряженности и без взаимной согласованности действий индивидов и групп на основе общепринятых правил, четко разработанных механизмов регулирования этой ситуации.

В-третьих, кризисные явления в общественно-политической жизни конца ХХ – начала ХХІ веков, проблемы и вызовы свидетельствуют о том, что в течение последних двадцати лет мир претерпел глубокую трансформацию. В реальной жизни общество стало сталкиваться с непредсказуемыми явлениями и процессами в политической жизни, зачастую по причине субъективных факторов и пренебрежения историческим опытом, хуже того – игнорирования сложившейся ситуации как властной структурой, так и гражданами, что чревато тяжелыми последствиями, которые не всегда поддаются точному измерению и прогнозированию.

В-четвертых, политические отношения и взаимодействия между людьми, в силу объективных и субъективных обстоятельств, на определенном переходном этапе усложняются. Это связано с несовпадением собственных интересов между представителями титульной нации и этносов, целей определенных социально-политических групп, объединений, партий, обществ, противоречиями в позициях, несогласованностью контактов между субъектами, а также несоответствием правовых норм в самой политической системе.

В-пятых, практика показывает, что каждое государство, нация, определенные социальные слои, политические и общественные организации, группы, сообщества не могут жить и существовать без своих идей, концепции, программ, выражающих их цели, устремления, направленные на преобразование и обустройство страны.

В-шестых, по мнению многих ученых, в ХХI веке одной из важнейших является проблема постижения себя в истории. Рвущееся «вперед и вверх» человечество, отбросившее свое прошлое как «ненужный хлам», вдруг испытывает потребность в идентификации себя в истории, ищет свои «корни, почву, кровь»; к тому же явление это актуально не только для стран, находящихся в кризисе вследствие исторических скачков, но и для государств, относительно благополучных. Прошлое (в виде идейного наследия, нерешенных проблем, новых интерпретаций исторических фактов) становится реальным субъектом нынешнего дня. Убедительным позитивным примером этого являются, так называемые «золотые драконы» Юго-Восточной Азии и «барсы» стран Центральной Азии, которые сумели эффективно использовать традиции в процессах модернизации общества, используя свои этнические мировоззренческие универсалии. Одним из ярких примеров этого является и Республика Казахстан.

Казахстан представляет собой не только поликультурное, полиэтническое и поликонфессиональное государство, но и типичный пример многосоставного общества. Казахстан – общая родина для всех проживающих в нем представителей разных национальностей, которых на сегодня более 130-ти. В этносоциальном плане Казахстан – общество политически равноправных этносов. Межэтническая интеграция осуществляется посредством диалога и консенсуса народов, населяющих республику, а не путем подчинения одному доминирующему либо количественно превосходящему этносу.

В современных условиях, когда межэтнические отношения выдвигаются на передний план, разработка проблем титульной нации и определение ее места в обществе, как фактора единения и межнационального согласия, имеет чрезвычайно важное социально-политическое и общечеловеческое значение. Нынешняя структура населения Казахстана, то есть соотношение и взаимосвязь коренного населения (титульного этноса) и людей, переселившихся и депортированных из других регионов и стран, показывает, что местные уроженцы на своей исторической родине стали жертвами социально-экономических, политических и культурных экспериментов, были унижены и отчуждены вследствие действий, проводившихся административно-командным, тоталитарно-великодержавным режимом бывшего Советского Союза.

С приобретением своей независимости в Республике Казахстан, по мнению большинства нациологов, становится все меньше и меньше людей, безразличных к этничности, собственной национальной принадлежности, к родному языку, своей культуре, традициям и обычаям, социально-экономическим преобразованиям и трансформации общества.

В то же время, в силу объективных причин, возрастает число как этнически озабоченных, так и отчаявшихся людей, чьи души и сердца по вине националистических и шовинистски настроенных лиц и вседозволенности поражены «бациллами несправедливости» этнического превосходства и нетолерантности. Это обусловливает необходимость выработки законодательной базы этнополитики, формирования здорового и зрелого общеказахстанского менталитета, в первую очередь титульного этноса, отказа от отождествления интереса лишь одной нации с интересами всех этнических групп, учета полиэтничности и многоконфессиональности, многообразия этнокультурных типов, достижения консенсуса и равных конституционных прав и свобод, удовлетворения потребностей всех граждан республики.

Современные национальные идеи в целом обладают огромной мобилизующей силой, если они действуют не вопреки воле народа. А зависимость от идеологических стереотипов прошлого не только пагубно сказывается на консолидационном процессе, но и приводит к полной деформации общества и порою может быть дестабилизирующим фактором политической обстановки.

Растет значимость базовых ценностей, веры и убеждений, что становится главным артикулятором национальных интересов, выступающих в качестве компенсаторного механизма групповой идентичности. В связи с этим продолжается процесс «переплавки» бывших социокультурных установок, норм и духовных ценностей, идеологических стандартов.

Например, нельзя согласиться с утверждением идеологов о том, что только диалектико-материалистическая философия может оставаться единственной методологической основой этих ценностей, и не следует все сводить к прежней схеме, надо в значительной степени продолжить исследования во взаимосвязях и отношениях с другими методологическими системами.

Необходимы и оценка ряда ранее сложившихся теоретических положений в национальном вопросе, и освобождение от прежних идеологических догм, и приобщение к национальным интересам и ценностям, которые наиболее ярко и зримо стали проявляться в политической жизни республики.

Проводимая в государстве все годы независимости политика межэтнического и межконфессионального согласия принесла свои плоды. Однако в Казахстане существуют некоторые межэтнические противоречия, обусловленные разными объективными и субъективными причинами, которые невозможно решить за короткие сроки. Президент Н.А. Назарбаев в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что «на данном этапе нам удалось избежать прямой конфронтации внутри общества и стабилизировать ситуацию, чего, к сожалению, не удалось многим развивающимся и постсоветским странам. Но до сильной стабильности, а тем более до полной консолидации и единства еще далеко». В докладе на первой сессии Ассамблеи народа Казахстана он предупреждал, что единственно верным путем остается поиск точек соприкосновения и расширения зон согласия и доверия между народами, «без политики согласия и разумной национальной стратегии мы не сможем решить никаких задач».

Социально-экономические, политические факторы могут привести к конфликтам и разногласиям на этнической почве. Этносоциальные проблемы общества, хотя и были определены, но не были достоверно изучены. По данным социологических исследований 90-х годов прошлого столетия только 49,8 % опрошенных отметили стабильность межнациональных отношений в Казахстане. Факторами угрозы стабильности межэтнических отношений и зарождения межэтнических конфликтов, напряженности могут быть нерешеные задачи общества, например: бедность, демографический кризис, миграция, религиозный фундаментализм, рост числа незащищенных слоев населения и т.д. Это и есть те самые проблемы, которые так или иначе влияют на межэтнические отношения, провоцируя противоречия, конфликтные ситуации на этнической почве. В этой связи в этнополитике современного Казахстана особое внимание должно уделяться отношениям между двумя наиболее многочисленными этносами – русскими и казахами, так как русские являются вторым по численности этносом республики и, соответственно, эти два этноса оказывают весомое влияние на социально-политический климат и консолидацию общества, формирование национального самосознания и мировоззрения.

Интенсивно исследуя внешний мир, покоряя его, человечество до сих пор не может достаточно эффективно познать глубины собственного сознания. Теоретический и экспериментальный уровень анализа бессознательного позволяет сделать вывод о существовании стойкого ядра этого феномена в этно- и онтогенезе, что требует исследования «коллективного и бессознательного» социальных групп, этносов в исторической перспективе, места эволюции социально-политического статуса этноса в процессе его возникновения, развития и функционирования. Одной из самых «модных» тем в науке и публицистике является проблема роли менталитета этноса в выборе модели общества и его путей развития.

Реальность мировоззренческих различий этносов не вызывает сомнений. Жизнь одного народа проникнута убеждением, другого – верой во все, третьего – верой в реальность, а четвертого – религиозной идей, являющейся якобы могущественнейшим орудием политической жизни и т.д. Подобные ивариантные политические принципы становятся ядром культуры народа, которая, в свою очередь, является «культурной матрицей» и «определяет вектор развития цивилизации». Наряду с этим есть некие общие основания, позволяющие констатировать наличие универсальных для всего человечества процессов, определяемых его родовой сущностью. Следовательно, сложнейший вопрос соотношения общечеловеческого и уникально-этнического был и остается предметом не только теоретического исследования в пределах различных наук, но и практической жизни народов.

Процессы возрождения этносов Казахстана ставят ряд задач:

- потребность сохранения национально-государственного единства страны, выявление тех социально-политических универсалий, которые сложились в ходе совместного проживания этносов в течение веков;

- национальное возрождение этносов ставит множество вопросов, начиная с проблемы этнической самоидентификации и до возможных перспектив национального развития;

- каждый народ стремится к обретению собственной духовности, утраченной не только в ходе социальных экспериментов, но и издержек индустриального развития.

История и перспектива возрождения многих этносов проходит в достаточно бурных теоретических и политических дискуссиях. Это требует тщательного анализа процесса формирования статуса как титульного этноса, так и других, их эволюции и взаимодействия. Вопрос улучшения благосостояния и настроения титульного и других этносов неразрывно связан с социально - экономическим и культурно-образовательным положением государства в целом.

Культурное богатство и достижения в различных сферах жизни, передаваясь из поколения в поколение, превращаются в духовное наследие, которое, как совокупность ценностей прошлых эпох, необычайно многообразно. Оно охватывает широкий круг от древних археологических открытий до обычаев и традиций, соблюдаемых ежедневно. В то же время к числу бесценного достояния культуры относятся язык каждого этноса, следы его хозяйственно-духовной деятельности в древности, памятники письменности, включенность в региональные и общемировые духовные процессы.

Объективный ход процессов этнического возрождения требует увеличения доли лиц, активно участвующих в сохранении и развитии культуры, так как «народ обязан сберечь свое национальное достояние, ибо только в этом случае он может внести в общую сокровищницу народов что-то свое неповторимое, без чего невозможно мировое единство. В этом, а не в том, чтобы быть «как все», и состоит его интернациональный и национальный долг.

Характер отношений к культурному наследию прошлого отражает уровень социально- политической зрелости и компетентности общества. За охраной и изучением памятников истории и культуры скрываются, в частности, человеческое благородство и гуманизм. Следовательно, любой этнос, отчужденный от культурного наследия, либо сойдет со сцены истории, либо по крупицам и долго будет собирать когда-то ему принадлежавшее духовное богатство.

В условиях демократизации и политической модернизации Казахстана общие тенденции в интеллектуализации общества, направленности развития культуры и образования отражают закономерную потребность в профессиональном развитии человека и изучении его поведения и действия.

В этой связи исследование статуса этноса и этнополитических процессов возможно с различных позиций: философских, этнополитологических, социологических, культурологических, исторических, этнопсихологических, этнографических и т.д. Осуществить целостный и максимально подробный анализ эволюции политического сознания этноса довольно сложно: здесь требуется совместная работа специалистов всех перечисленных направлений в течение многих лет и отдаленной перспективе.

На современном этапе серьезной помехой в свете решения перспективных и текущих задач толерантного сосуществования народов суверенных республик может стать груз недоверия, унаследованный от векового национального гнета, который разжигал межэтнические отношения, сеял семена вражды и ненависти между народами.

Опыт решения национального вопроса и сегодня формирует непоколебимые убеждения. Еще в начале ХХ века подчеркивал В.И. Ленин: «…и только громадная внимательность к интересам наций устраняет почву для конфликтов и взаимное недоверие, без которых надеяться на мирные отношения между народами, насколько-нибудь успешное развитие всего того, что есть ценного в современной цивилизации, абсолютно невозможно. Эти идеи совершенно актуальны и в условиях развития современного общества.

Под национальной идеей с научной точки зрения понимаются реальные и мнимые устремления наций и народностей, отражающиеся в сознаниях и мыслях людей, несомненно, и достигнутые успехи в социально-экономическом, политическом, культурно-образовательном развитии.

Следовательно, в мире нет народов, которые на каждом этапе своей истории и преобразования не имели бы своей национальной идеи, объективно воздействующей на умы и сердца самого большого круга людей.

Каждой национальности, как известно, свойственны менталитет, национальное достоинство, самолюбие, психологическое удовольствие и стыд, признание и осуждение злодеяний своих соплеменников, прогрессивный и реакционный настрой, приверженность к общечеловеческим ценностям, хотя в человеке могут уживаться солидарность и уважение, дружба и враждебность, стремление к единству, но в то же время и желание изолироваться.

Практика показывает: все это имеет место в деятельности любого человека, независимо от положения, занимаемого им в обществе, истории развития отдельных народов, в поведении реакционно и шовинистически настроенных представителей наций. Бывают перекосы в национальной политике, различные иллюзии, неоправданные надежды и разочарования, сомнительные программы, содержащие мнимые и неосуществимые цели, выдуманные средства реализации.

Таким образом, этнополитика и национальные идеи являются феноменом неодноликим и глобальной проблемой общественно-политической значимости для всех народов.

Как бы оппоненты критически ни относились к прошлому, нельзя отрицать тот факт, что столь стремительного взлета в развитии общества в XX веке - от состояния отсталости к прогрессу - не знала человеческая история. Все это произошло благодаря объединительному процессу и усилиям всех национальностей и народностей.

Бесспорно и то, что национальный вопрос в том виде, в каком он оставлен в период колониализма и достался народам в начале двадцатого столетия, решен в целом успешно.

Однако и эти достижения не должны создавать представления о решенности национальных проблем окончательно инавсегда, что пытались доказывать в 60-70-ые годы двадцатого века многие ученые и руководители- управленцы.

Современное состояние национальных вопросов обязывает видеть всю реальную картину: динамизм, который был присущим начальному этапу формирования многоэтнического государства; несомненные достижения, позитивные моменты и просчеты: очевидные недоработки и трудности; имеющиеся противоречивые эндо- и экзогенные факторы, что имело место как в дооктябрьской, так и послеоктябрьской истории страны Советов и присутствует в наши дни в постсоветском пространстве.

Не случайно, Конституцией Республики Казахстан предусмотрены основополагающие принципы этнополитической деятельности государства. Среди них наиболее принципиальными являются: согласие народов, политическая стабильность и экономическое развитие на благо всех казахстанцев.



  1. Теоретико-методологические ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНогенеза и этнополитики

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Учебное пособие для студентов специальности iconУчебное пособие для магистрантов и студентов гуманитарных специальностей Павлодар
Учебное пособие предназначено для студентов и магистрантов, обучающихся по специальности «Культурология». Написанное на конкретном...
Учебное пособие для студентов специальности iconУчебное пособие предназначено для студентов специальности 130503. 65 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 130503. 65 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»...
Учебное пособие для студентов специальности iconУчебное пособие предназначено в помощь социальным педагогам, социальным работникам и другим специалистам. Цена 850 тг. Арт. 201 Сарсенова Ж. Н. Культурология. Учебное пособие. Алматы: Нур-Принт, 2010 300 с. Учебное пособие «Культурология»
Учебное пособие «Культурология» предназначено для использования в обучении по кредитной технологии. В конце каждой главы учебного...
Учебное пособие для студентов специальности iconУчебное пособие Тамбов 2009 удк 339. 138 Ббк 65. 290-2я Рекомендовано к изданию Ученым советом гоу впо тгту и методическим советом тогоу спо «Многопрофильный колледж»
...
Учебное пособие для студентов специальности iconУчебное пособие по английскому языку Для студентов юридического факультета
Юридические профессии в Великобритании: Учебное пособие на английском языке. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. – 16 с
Учебное пособие для студентов специальности iconУчебное пособие «Основы работы в Excel», 2003
Учебное пособие предназначено для студентов имтп, а также может быть использовано при самостоятельном освоении современного программного...
Учебное пособие для студентов специальности iconУчебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат)
Учебное пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов казахских отделений университета на уровне бакалавриата....
Учебное пособие для студентов специальности iconУчебное пособие по дисциплине «архитектура зданий»
Методическое пособие по выполнению курсовой работы «Гражданское здание средней этажности». Для студентов III курса специальности...
Учебное пособие для студентов специальности iconКузнецова И. А
Практикум по Delphi для решения прикладных задач. Учебное пособие для студентов специальности «Прикладная информатика (в экономике)»...
Учебное пособие для студентов специальности iconУчебное пособие для студентов юридических специальностей Павлодар
Правовые основы охраны недр в Республике Казахстан: учебное пособие для студентов юридических специальностей. – Павлодар
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©kzdocs.docdat.com 2012
обратиться к администрации
Документы
Главная страница