Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации




Скачать 449.56 Kb.
НазваниеФинансовый университет при Правительстве Российской Федерации
страница1/4
Дата конвертации10.02.2016
Размер449.56 Kb.
ТипУчебно-тематический план
источникhttp://www.fa.ru/university/regulations/DocLib7/Кандидатские/ПКМ История и философия неэкон.doc
  1   2   3   4


Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый университет)


Кафедра «Философия»


ОБСУЖДЕНО УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания кафедры Проректор по научной работе

№7 от 21 апреля 2010 г. _____________ М.А.Федотова

Зав. кафедрой философии «___» ____________2011г.

____________А.Н.Чумаков





А.Н.ЧУМАКОВ, Е.В. ЗОРИНА, Н.М. КИШЛАКОВА,

М.М. СКИБИЦКИЙ


«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»


ПРОГРАММА

для сдачи экзамена кандидатского минимума

аспирантами неэкономических специальностей


Москва 2011

УДК

ББК


А.Н. Чумаков, Е.В. Зорина, Н.М. Кишлакова, М.М. Скибицкий «История и философия науки». Программа для сдачи экзамена кандидатского минимума аспирантами неэкономических специальностей – М.: Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, кафедра «Философия», 2011.- 42 с.


Программа «История и философия науки» раскрывает основные проблемы и методологический инструментарий комплекса социально-гуманитарных дисциплин, освещая историческую логику развития гуманитарных знаний. Курс тесно связан с концепцией истории и философии науки. Программа учитывает специфику представленных в Финакадемии социально-гуманитарных дисциплин.


© Финансовый университет , 2011

© А.Н.Чумаков, Е.В. Зорина, Н.М. Кишлакова, М.М. Скибицкий,2011


Учебно-тематический план курса «История и философия науки»


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

лекции

семинары

всего




Раздел I. Социально-гуманитарное знание в исторической ретроспективе












Становление социальной мысли в античную эпоху

4

2

6



Развитие социально-гуманитарного знания в период классического этапа европейской науки

4

2

6



Преобразование социально-гуманитарного знания в период неклассической науки в Западной Европе

6

2

8



Новые парадигмы социально-гуманитарного знания и постмодернизм

4

2

6




Итого:

18

8

26




Раздел II. Общие проблемы философии науки












Предмет и основные концепции современной философии науки

8

2

8

6.



Наука современной цивилизации

4

2

6

7.

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

8

2

10

8.

Наука как познавательная деятельность, структура научного знания

4

2

6

9.

Динамика науки как процесс порождения нового знания

4

2

6

10.

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

4

2

6

11.

Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса.

6

2

8

12.

Наука как социальный институт

4

2

6




Итого:

42

16

58



Раздел III. Философские основания социально-гуманитарных дисциплин










13.

Специфика социально-гуманитарных наук

2

2

4

14.

Субъект и объект социально-гуманитарного знания

2

-

2

15.

Социальное знание и социальное познание. Методологические программы социально-гуманитарного познания

2

2

4

16.

Проблема истинности гуманитарного знания

2

-

2

17.



Социально-гуманитарное знание на рубеже ХХ1 века. Философия истории. Философия культуры.


6



2



8






Итого:

14

6

20




Всего:

74

30

104



Содержание курса


Раздел I.

Социально-гуманитарное знание в исторической ретроспективе


1.1 Становление социальной мысли в античную эпоху.

Гуманитарные дисциплины как инструмент совершенствования человеческой природы.

Древнейшие цивилизации: накопление знаний о человеке, различных типах социального поведения, условиях воспроизводства социальных общностей. Социально-гуманитарная проблематика в древневосточной культуре. Духовная революция Античности. Учение о государстве и политической власти Платона и Аристотеля. Содержание социально-гуманитарных знаний в Средние века. Эпоха Возрождения - расширение и углубление социально-гуманитарной проблематики: антропоцентризм, гуманизм, новые учения о государстве, историческом прогрессе, утопическое сознание, власть и общество. Социальные идеи Н.Макиавелли, Т. Кампанеллы, Т. Мора.

Антропология и этика протестантизма – основа практики самоопределяющегося в экономике и политике человека.


1.2 Развитие социально-гуманитарного знания в период классического этапа европейской науки.

Социальные идеи в контексте классической рациональности. Достижения социально-гуманитарного знания в ХVII в.: учение о естественно-исторической природе человека, общества, государства, неотчуждаемых правах личности, разделении властей. Теории «общественного договора» и «естественных прав человека»; их роль в становлении социально-политических наук. Концепция гражданского общества в трудах просветителей Х1Х в. Концепции философии истории, прогресса, географического детерминизма. Немецкая классическая философия как источник социально-гуманитарного знания. Гегелевская концепция философии истории. Формирование классической политической экономии.

Формирование позитивистской программы развития социального знания. «Парадигмальная прививка» в область социальных наук – идея эволюции. Эволюционизм во взглядах на общество. Принцип историзма. Позитивизм. О. Конт: представление о развитии социальной реальности. Г.Спенсер: развитие общества как целостного организма – особая фаза эволюции мира. Проблемы социально-гуманитарного познания в логическом позитивизме. Утопический социализм в Западной Европе.

Марксизм как явление европейской культуры. Марксистская политическая экономия как составная часть мировой экономической мысли. С. Кьеркегор: экзистенциальный вызов гегельянству. Х1Х век – век истории. Формирование в Европе основных политических идеологий: либерализм, консерватизм, социализм, марксизм, социал-демократизм. Социально-гуманитарное знание в России. Русские историки.

Философия культуры в системе философского знания Х1Х в.: прогрессизм, детерминизм, символизм.


1.3 Преобразование социально-гуманитарного знания в период неклассической науки в Западной Европе.

Кризис мировоззренческих установок классического рационализма.

Новые философские основания науки, нормы и идеалы исследования. Неклассическая рациональность и новые подходы к предмету социально-гуманитарного знания. Критика культа разума и проблема иррационального.

Традиция понимания предмета «наук о духе» в философии жизни (В.Дильтей). Баденская школа (В.Виндельбанд, Г. Риккерт) о связи ценностного и рационального в социально-гуманитарном знании.

"Описательная психология" Вильгельма Дильтея (1833-1911) как теоретическая и методологическая основа гуманитарного знания. Противопоставление "наук о духе и "наук о природе". Критика "исторического разума": исследование условий и границ исторического знания. Понимание как метод познания духовных явлений. Способность к эмпатии как условие понимания.

"Философия жизни" Георга Зиммеля (1858-1918). "Жизнь" как источник внутренних конфликтов. Самоограничение жизни. Витальный и "трансвитальный" уровень. "Более жизнь" и "более-чем-жизнь" как формы культуры. Трансформация "философии жизни" в философию культуры и истории. Предмет истории - эволюция культурных форм.

Философия Анри Бергсона (1859-1941). Специфика человеческого бытия. Космическая миссия человека. Учение о "творческой эволюции". Сознание в модусе свободы. Социально-этическое и религиозное учение Бергсона. Понятия "закрытого" и "открытого" общества. Представление о двух источниках морали и религии.

Феноменологический проект гуманитарного знания. Критика

историцизма и натурализма Эдмундом Гуссерлем (1859-1938). Трансцендентальный идеализм Гуссерля. Понятие "чистого" сознания и его интенциональности. Ноэсис и ноэма. Онтологическое понимание истины и интуитивизм Гуссерля. Смысл требования: "Назад, к самим предметам". Проблема интерсубъективности и историчности.

Трансформация феноменологического метода в фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера (1889-1976). Расхождение с Гуссерлем: от бытия сознания к бытию как таковому. "Онтология возможна только как феноменология". Человеческое бытие как "бытие-в-мире". Бытие и сущее. Истина как "открытость бытия".

"Феноменология восприятия" М. Мерло-Понти (1908-1961). Пересмотр понятия интенциальности Гуссерля. Понятие "коррелятивности". Применение феноменологического метода в этике (М. Шелер), эстетике (Р. Ингарден), социологии (А. Шюц), религии (Р. Отто).

Феноменологическая проблематика в культурологических исследованиях первой половины ХХ века. Пражский лингвистический кружок.

Роль философии психоанализа в формировании стиля современного политологического и культурологического мышления. "Аналитическая психология" Карла Густава Юнга (1875-1961). Критика пансексуализма Фрейда. Переосмысление природы бессознательного - "коллективное бессознательное". Учение об архетипах, их роль в развитии личности и культуры. Архетип и символ. Многоплановость психики человека ("Персона", "Тень", "Анима", "Анимус", "Самость"). Теория "психологических типов". Экстраверт и интраверт.

"Индивидуальная психология" Альфреда Адлера (1870-1937). "Сексуально-экономическая" теория Вильгельма Райха (1897-1957) - синтез фрейдизма и марксизма. Психоистория Эрика Эриксона (р.1902).

"Гуманистический психоанализ" Эриха Фромма (1900-1980). Критика биологизма Фрейда. Понятие "социального характера". Гуманистическая этика как прикладная наука искусства жить. Психоанализ и религия.

Культурологический психоанализ и современность. Методологическое значение категории «архетип», «архетипическое», «коллективное бессознательное» для социально-гуманитарных наук. Архетип и менталитет.

Герменевтическая программа гуманитарного знания (Ф. Шлейермахера, (1768-1834) как общая теория понимания и интерпретации смыслов. Задача создания универсальной герменевтики социально-гуманитарного знания. Цель герменевтики – понять текст автора лучше, чем сам автор, выявить его скрытые смыслы. Диалог и герменевтический круг.

Герменевтика как философия понимания Х.Г. Гадамера (р.1900). Понимание как эпистемологическая проблема. Две линии развития герменевтики - как теории интерпретации (Дильтей) и как способа философствования (Гадамер). Понимание как "опыт" - "опыт истории", "опыт искусства", "опыт жизни". Язык как игра. Традиция, "предрассудки" и "предпонимание". Диалог как теоретическая проблема гуманитарных наук, стратегия диалогичности (диалог культур).

Феноменологическая герменевтика П. Рикера (р.1913). Символичность культурного творчества. Герменевтика как интерпретация с и м в о л о в. Многозначность символа и "конфликт интерпретаций". Человек как субъект культурно-исторического творчества. Истолкование как способ включения индивида в контекст культуры.

Проект герменевтики как онтологии в работах Ю. Хабермаса (р.1929). Трансцендентальная прагматика К.-О. Апеля (р.1922): понятия идеального и реального коммуникационного сообщества. Значение "лингвистического поворота" философии.

Структуралистская версия гуманитарных наук. Структурализм и теория культуры. Основные понятия и принципы философии языка (язык, речь, диалог, знак, понимание). Прагматическая герменевтика Р. Рорти (р.1931). От эпистемологии к герменевтике. Философия без отражения. Философия в разговоре человечества. Поиск "новых способов говорить". Зависимость интерпретаций "текста" от потребностей толкователя. Социум как общение.

История в свете герменевтики. Основные методологические идеи «исторической школы»: истина в историческом познании, принцип комплексности, системности. Интерпретация исторических фактов. Роль исторических аналогий и параллелей. Смысл истории. Глобальная история или история как дискретный процесс. Историзм и историцизм.

Структурализм о возможности универсального кода культуры. Русский структурализм. Г. Шпет: «слово как архетип культуры». Границы возможности применения методов лингвистического структурализма в методологии социально-гуманитарных наук.


1.4 Новые парадигмы социально-гуманитарного знания и
постмодернизм


Формирование новых направлений в социально-гуманитарном знании: этнометодологическое, психологическое, социально-экспериментальное, компаративистское. Признаки новой парадигмы – сближение с естественнонаучными дисциплинами, преодоление разрыва между научным и вненаучным, рациональным и эмпирическим знанием, возникновение «мягких» (недуальных) методологий, расширение внутринаучной рефлексии в гуманитарных науках.

Постмодернизм в философии. Постструктурализм. (Ж.Ф. Лиотар, М.Фуко, Ж. Делез, Ж. Деррида и др.). Современная ситуация - плюрализм философских дискурсов. Антикартезианская и антикантианская
революции. Разработка новой модели философствования.

Постмодернистские проекты и стратегии в социально-гуманитарном Знании: «лингвистический поворот», контекстуальность рассмотрения, плюрализм подходов, установка на «демистификацию факта»», мультикультурализм. Роль понятия «дискурс» в философской методологии и социально-гуманитарных науках; основания введения этого понятия. Тексты культуры и истории у Ж. Дерриды – письмо, деконструкция, центрация, различение. Логика смысла Ж. Делеза. М. Фуко: «Археология знания»: проблемы исторического априори, власти-знания, дискурса, архива.


Рекомендуемая основная литература

Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977

Аристотель // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2000

Барт Р. Структурализм как деятельность // Избр. работы. М., 1989

Бахтин М.М. К методологии гуманитарного знания // Эстетика словесного творчества. М., 1986

Визгин В.П. Фуко - теоретик цивилизации знания // Вопросы философии. 1995. №4

Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб., 1993

Делез Ж. Логика смысла. М. — Екатеринбург, 1998

Делез Ж. Общество контроля / / Z. 1999. № 1

Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991

Лиотар Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998

Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994


,
Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1991

Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М., 1999

Платон // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2000. Т.2

Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992. №8

Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 8-10

Постмодернизм и культура. М., 1991

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1997. Т. 1, 2, 3.

Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995

Сартр Ж.П. Бытие и ничто. М., 2000

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1994

«Философия». 1993. №4

Хайдеггер М. Время и бытие // Время и бытие. М., 1993

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981

Шпет Г.Г. История как проблема логики. М., 1996

  1   2   3   4

Похожие:

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации iconФинансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Рабочая программа предназначена для изучения дисциплины «Международные валютно-кредитные отношения» студентами 3 курса (программа...
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации iconФинансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Рабочая программа дисциплины «История и философия науки» (для аспирантов и соискателей неэкономических специальностей). – М.: Финансовый...
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации icon«Москва как мировой финансовый центр»
Фгобувпо «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; Факультет Бухгалтерского учета, анализа и аудита; Кафедра...
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации iconФинансовый университет при правительстве российской федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации iconФинансовый университет при правительстве российской федерации
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего професионального образования
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации iconФинансовый университет при правительстве российской федерации
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации iconФинансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации iconФинансовый университет при правительстве российской федерации
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации iconФинансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации iconThe candidate of jurisprudence, Deputy Head of Department of History and Theory of State and Law Financial university at the Government of the Russian
«Теория и история государства и права» фгобу финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©kzdocs.docdat.com 2012
обратиться к администрации
Документы
Главная страница