Повышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач




Скачать 61.98 Kb.
НазваниеПовышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач
Дата конвертации09.02.2016
Размер61.98 Kb.
ТипУрок
источникhttp://inf.1september.ru/howido/11_017.doc
Повышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач.


Моей целью при обучении учащихся на уроках информатики является повышение познавательного интереса. Ведь наличие познавательных интересов у школьников способствуют росту их активности на уроках, качества знаний, формирование положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности вызывает повышение эффективности процесса обучения.

В.Б. Бондаревский источником формирования познавательного интереса рассматривает содержание учебного материала, которым овладевают школьники; многообразный и всесторонний процесс учебной деятельности и общение между участниками учебного процесса. В соответствии с данным подходом познавательный интерес – процесс, постоянно функционирующий в деятельности школьника и взаимодействующий с мотивами, устойчивыми способами поведения, который «все больше и больше закрепляясь, становится, в конце концов, устойчивой чертой характера человека, его личности»1.

Неотъемлемой частью любого урока является решение различных задач, выполнение упражнений. На уроке информатики учащиеся выполняют упражнения как практического, так и теоретического характера. Проблема, с которой сталкивается любой педагог, заключается в том, что ни содержание стандартных школьных задач, ни процесс их решения обычно не вызывают у учащегося познавательного интереса и желания работать. А отсутствие интереса к познанию оборачивается скукой на уроке, бездельем. Успех обучения выражается в сформированности способности мыслить, а мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять. Один из способов дать толчок к активной мыслительной деятельности ребят - предложить им интересные учебные задачи (задания).

Немаловажную роль при повышении познавательного интереса к предмету играют творческие задания. Интерес учащегося проявляется тогда, когда задача затрагивает реальный мир, жизненные ситуации, встречающиеся каждому человеку.

Под творческой работой учащихся я понимаю такую деятельность, в результате которой приобретается нечто новое, оригинальное, которое выражает индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт ученика.


Главным признаком творческих работ учащихся можно выделить:

  • высшая степень самостоятельности;

  • умение логически обрабатывать материал;

  • умение самостоятельно сравнивать, сопоставлять и обобщать его;

  • классифицировать по тем или иным признакам;

  • высказывать своё отношение к описываемым явлениям и событиям;

  • давать собственную оценку какой-либо работы.

В своей работе я выделяю следующую классификацию творческих заданий по информатике, которая представлена в следующей таблице (см. Таблица1):


Таблица1

Классификация творческих заданий по информатике



ПО СОДЕРЖАНИЮ

1

Занимательные задачи (задачи- рассказы, задачи- парадоксы и т.д.).

2

Интегрированные задачи (требующие знаний по нескольким темам, предметам).

3

Творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных знаний).

4

Задачи, допускающие несколько способов решения.




ПО ВЫПОЛНЯЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИМИСЯ

1

Составление задач учащимися.

2

Конструирование обратных задач.

3

Составление кроссвордов, ребусов по теме.

4

Разгадывание кроссвордов, ребусов.

5

Написание рефератов, докладов.

6

Разработка презентаций по теме.

7

Проект - создание учащимися нового готового продукта.

8

Написание творческих сочинений, сказок (младшие классы)


Более подробно хочу остановиться на проектной деятельности учащихся. В последнее время учителя информатики активно стали вводить в педагогическую практику метод проектов. Метод проектовэто комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, проявить творчество при выполнении учебных заданий.

Хочу предложить один из своих творческих проектов по информатике и межпредметный учебный проект:

  1. Краткосрочный творческий проект

Тема проекта: «Подводный мир»

участники: учащиеся 7 классов

Цели проекта:

  • знакомство с инструментами рисования графического редактора Paint;

  • способствовать развитию творческой фантазии;

  • способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.

Участие в проекте: индивидуальное или парное.

Аннотация проекта: Данный проект позволяет с интересом изучить возможности графического редактора Paint, проявить творчество и фантазию. А также, привить интерес к предмету и окружающему миру. Участвуя в данном проекте, ученики не только учатся работать в графическом редакторе, но и знакомятся с подводным миром и его обитателями, средой их жизни.

Итоговая работа учащихся: Создание рисунка в графическом редакторе Paint на тему «Подводный мир» или «Жители подводного царства», используя основные инструменты.

Этапы и сроки проведения проекта:

I ЭТАП: «Ученье с увлеченьем» - Обучающий этап (1 урок)

На данном этапе происходит знакомство учащихся с темой, обсуждение формы представления результатов учебной деятельности, знакомство с критериями оценивания итоговых работ (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).Учащиеся знакомятся с обучающей презентацией, в которой предложены вопросы и практические задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

II ЭТАП: «Фантазеры» - Творческий этап (2 урок)

Самостоятельная работа учащихся.

Задание: В графическом редакторе Paint нарисовать подводный мир и их обитателей, используя основные инструменты.

III ЭТАП: Защита проектов (3 урок)

Выставление оценок по результатам учебной работы в проекте учащихся.


  1. Тема учебного проекта: «МИР ДЕНЕГ»

Творческое название: «Как получить всё, что ты хочешь?»

Вопросы учебной темы:

  1. История происхождения денег.

  2. Функции денег.

Учебные предметы: экономика, информатика.

Участники: учащиеся 10-11 классов.

Дидактические цели:

  1. Приобретение навыков работы в группе, работы с большим объемом информации;

  2. Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, умений выделять главное и представлять в соответствующем виде, умений определить проблему и наметить пути ее решения.

Методические задачи:

  • Рассмотреть историю и причины возникновения денег, их функции; роль денег как средства обмена.

  • Выработать у учащихся навыки работы в группе, коллективе, поиска информации в различных источниках.

  • Развить умения увидеть проблему и наметить пути ее решения.

  • Выработка умений излагать найденный материал грамотно и кратко.

  • Способствовать развитию воображения, творческих способностей.

Темы самостоятельных исследований:

  • Зачем люди придумали деньги?

  • Что может быть деньгами?

  • На что и сколько мы тратим родительские деньги?

  • Смогу ли я прожить без денег?

  • Какие они, деньги древности?

  • Что явилось причиной возникновения денег?

  • Какие деньги были на Руси?

Этапы и сроки проведения проекта в школе:


«Подготовительный этап» - 1 урок

Выбор темы. Разбиение на группы. Обсудить с учащимися формы представления результатов учебной деятельности.

Ознакомить учащихся с критериями оценивания итоговых работ: презентации, публикации.


«Обучающий этап» - 2 урок

Предложить учащимся обучающую презентацию по теме, список Интернет-ресурсов и учебной литературы для изучения.

«Контрольный этап» - 3 рок

Провести компьютерный тест (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) по данной теме.

«Творческий этап» - 4, 5 урок

Организовать выполнение учащимися самостоятельных исследований и заданий учителя по теме проекта.

«Защита проекта»

Выставление оценок по результатам учебной работы в проекте.




1 Бондаревский В.Г. Воспитание интереса к знаниям и потребности самообразованию. – М., - 1985

Похожие:

Повышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач iconПрограмма курса предназначена для углубления знаний и развития познавательного интереса к физике при изучении световых явлений. Программа адресована учащимся 9 класса общеобразовательной школы

Повышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач iconПрименение информационных технологий при решении задач высшей алгебры
Реферат на тему «Применение информационных технологий при решении задач высшей алгебры» 5
Повышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач iconУрок "Многообразие паукообразных, их роль в природе"
Способствовать развитию познавательного интереса, потребности в знаниях, в самообразовании, стремления к творчеству
Повышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач iconДанного реферата «Основы логики и решение логических задач». Выбор темы был обусловлен желанием научиться решать логические задачи и изучить раздел математики «Логика»
При решении различных олимпиадных задач, даже в 5-6 классе, можно часто встретиться с логическими задачами. Существует много способов...
Повышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач iconНачальная экология
Реализация заданной цели возможна при решении задач развития, обучения и воспитания младшего школьника
Повышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач iconРеферат по информатике и икт по теме: “ Массивы”
С понятием "массив" приходится сталкиваться при решении научно-технических и экономических задач обработки совокупностей большого...
Повышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание информатики
Один из путей – творческий стиль обучения. Основная концепция моей программы “Компьютерная графика” – усвоение учебного материала...
Повышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач iconРабочая программа по дисциплине: «системы автоматизированного проектирования устройств и систем связи»
Добиться понимания и знания студентом базовых основ применения различных сапр при решении задач проектирования рэа
Повышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач iconРеферат На тему: Задачи линейной алгебры. Понятие матрицы. Виды матриц. Операции с матрицами. Решение задач на преобразование матриц
При решении различных задач математики очень часто приходится иметь дело с таблицами чисел, называемых матрицами. С помощью матриц...
Повышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач iconАнализ эффективности применения современных ит при решении дифференциальных уравнений
Некоторые примеры применения средств пакета Mathematica при решении дифференциальных уравнений 14
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©kzdocs.docdat.com 2012
обратиться к администрации
Документы
Главная страница