Программа спецсеминара подвергается ежегодной модификации




НазваниеПрограмма спецсеминара подвергается ежегодной модификации
страница1/5
Дата конвертации09.02.2016
Размер0.75 Mb.
ТипПрограмма
источникhttp://www.hist.msu.ru/Departments/Slavs/SpecDmi.rtf
  1   2   3   4   5
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Исторический факультет.

Кафедра истории южных и западных славян.

Центр украинистики и белорусистики.


Спецсеминар:

Религиозные традиции в истории Европы

(Польша, Франция, Русь, Россия),

X – XX века.


Руководитель спецсеминара – проф. М.В. Дмитриев

Работа в спецсеминаре предполагает:

а) освоение материалов и проблем из той или иной части программы спецсеминара;

б) участие в спецкурсах, связанных с программой семинара;

в) участие в организуемых научных и учебных сессиях;

г) подготовку под руководством М.В. Дмитриева курсовых и дипломных работ, магистерских и кандидатских диссертаций.


Задачи спецсеминара:

  1. Ввести участников в проблематику последовательно сравнительного изучения религиозно-культурной и религиозно-социальной истории Речи Посполитой и Европы в Средние века и новое время, а также в проблематику межконфессиональных и межэтнических отношений в Восточной Европы в XVI - XVII вв.

  2. Проанализировать на материалах отдельных памятников этого времени, насколько схожи и насколько и в чем именно различны западнохристианские (преимущественно католические) и византийско-православные конфессионально-культурные традиции и как специфика этих традиций влияет на общества. Этот вопрос рассматривается в контексте истории европейского христианства в целом, включая Россию. Соответственно, задача семинара - понять, каково было влияние христианства на социальное, культурное и, отчасти, политическое, экономические и демографическое развитие Польши, Литвы, Украины и Белоруссии (а также России и Франции) в эпоху зрелого средневековья, Реформации, Контрреформации и Католической Реформы.

  3. Ближе познакомиться с современной методологией исторических исследований и принципами междисциплинарных и сравнительных подходов к изучению европейских культур - и закрепить тем самым навыки исторического анализа.

  4. Помочь участникам семинара написать курсовые и дипломные работы, магистерские и кандидатские диссертации по религиозно-культурной истории Польши, Франции, России и украинско-белорусских земель в XVI-XVII вв.


Программа спецсеминара подвергается ежегодной модификации.


История и предыстория семинара:

Семинар стал складываться в 1985-1986 гг. В 1985 – 1993 гг. программа спецсеминара была сосредоточена на истории польского христианства (католицизм, кальвинизм, антитритритаризм) в 16-17 вв. и истории Реформации, Контрреформации и католической Реформы в Европе. В 1993-2003 гг. семинар переориентировался на сравнительное изучение православных и западнохристианских религиозно-культурных традиций. С одной стороны, изучались православные традиции русской и украинско-белорусской культуры, с другой – традиции польского и французского христианства в 16-17 вв. Начиная с 2003 года одним из главных направлений работы спецсеминара стало изучение связи между христианскими традициями и становлением протонациональных и национальных представлений в истории Польши, Франции, России и украинско-белорусских земель в Средние века и в Новое время.

Участники семинара подготавливают кандидатские диссертации, обращенные к различным проблемам программы ( М. А. Корзо: “Человек, грех, спасение в католической и православной проповеди в Речи Посполитой в XVI - XVII вв”[диссертация защищена в 1999 г.]; Л. А. Бережная: ”Восприятие смерти в католической и православной культуре Речи Посполитой в XVI - XVIII веках”[диссертация защищена в 2003 г.]; Лукашова С. Ю. “Православные и католические братства в Речи Посполитой в XVI - XVII вв.” [диссертация защищена в 2002 г.]; А.М. Шпирт «Отношения православного населения Речи Посполитой и евреев в середине XVII в.» [диссертация защищена в 2010 году]; Серов Б. Н. “Проблематика религиозной терпимости в православных и католических памятниках религиозной мысли в Речи Посполитой в XVI - XVII вв.”; О.Б. Неменский «Конфессионально-этническое самосознание элит украинско-белорусского общества в первой половине 17 в.»; С.А. Борисова «Православная проповедь в Речи Посполитой в конце 16-го – начале 17-го века (по материалам рукописных «Учительных Евангелий»); Д.Ю. Степанов «Национальное самосознание православного населения Речи Посполитой в середине 17-го века».

В 1985-2011 гг. в участники семинара подготовили более 20 дипломных исследований по религиозно-культурной истории Польши и украинско-белорусских земель в 16-17 вв.

В феврале - мае 1998 г. и в феврале-мае 1999 года аналогичный семинар (под руководством Н. Лёмэтр и М. В. Дмитриева) работал в университете Париж-1 Сорбонна-Пантеон;

В сентябре 1999 - апреле 2000 г. (под руководством М.В. Дмитриева и А. Гау) - в университете Альберты (Эдмонтон, Канада).

В январе – марте 2004 и 2005 - 2006 гг. аналогичный семинар под руководством М. В. Дмитриева работал в Центрально-Европейском университете (Будапешт).

В настоящее время:

а) семинар обращён к истории не только Польши и украинско-белорусских земель, но и к истории христианской культуры России и Франции;

б) предпринимается попытка сделать программу семинара последовательно и строго компаративистской;

в) темы, рассматриваемые и разрабатываемые в семинаре, выходят за пределы средневековья и раннего нового времени, доходя вплоть до 20-го века;

г) предпринимается попытка систематически применять междисциплинарные подходы в изучении и разработке проблем религиозной и религиозно-культурной истории Европы;

д) начиная с 2009 года семинар опирается на опыт осуществления научно-образовательного проекта «Христианство, ислам, иудаизм в истории Европы» (см. соответствующий раздел сайта Центра украинистики и белорусистики);

е) семинар опирается также на коллективный опыт широкой международной исследовательской программы «Православие и западное христианство в истории Европы. Сравнительный подход»

Долгосрочной задачей программы является систематическое изучение на междисциплинарной и компаративистской основе роли православия, католицизма и протестантизма в истории Европы, в том числе - в славянских странах Европы.

Работа началась в 1993 году по инициативе Дома наук о человеке (Франция) и Центра украинистики и белорусистики МГУ.

Программа осуществляется Центром украинистики и белорусистики МГУ при поддержке ряда российских и зарубежных научных центров. В 1993 - 2011 гг. партнерами, при помощи которых осуществлялась эта программы, выступали: Дом наук о человеке (Франция) (в 1993 - 2011 гг.); университеты Париж - I (в 1993-2011 гг.) и Париж - IV (в 1997-2007 гг.); Высшая школа практических исследований в общественных науках, Париж (в 1994 - 1996, 2000 - 2004 гг.) Институт российской истории РАН (в 1992-1995, 2000-2004 гг.); Институт всеобщей истории РАН (в 1994 и 2001-2007 гг.); Институт славяноведения РАН (в 1998-2011 гг.); Институт европейской истории, Майнц (в 1993-1994, 1998-2002 гг.); университет Альберты, Эдмонтон, Канада (в 1993-2000 гг.), Канадский институт украинских исследований (в 1993-1995 и 2000 гг.); Вроцлавский университет (в 1996-2003 гг.); Центральноевропейский университет (Будапешт) (в 2002-2011 гг.); Французско-российский Центр социальных и гуманитарных наук (в 2004 -2011 гг.); университет Монпелье III (2004-2011 гг.).

Координаторы программы: М.В. Дмитриев ( МГУ им. М.В. Ломоносова) и проф. Н. Лёмэтр (Университет Париж-1, Сорбонна-Пантеон)


Осуществление проекта должно привести к публикации серии книг, каждая из которых будет обращена к тому или иному аспекту проблематики проекта.


Проблематика и подходы.


Основная проблема, которая лежит в основе программы может быть сформулирована следующим образом: "Какое воздействие конфессионально-культурная специфика двух христианских традиций (восточного и западного христианства) оказала на политические, социальные, экономические и культурные структуры соответствующих обществ Восточной, Юго-Восточной и Западной Европы? "

Своеобразие программы заключается в следующих двух моментах:

1. Речь идет о сравнительном изучении влияния христианских традиций на общества западного мира и византийско-православного цивилизационного круга.

2. Речь идет об изучении воздействия религиозных факторов и христианских традиций на развитие обществ и их культур в православном и западнохристианском регионах Европы с тем, чтобы в дальнейшем объяснить, в чем же именно христианские традиции предопределили различия и сходства в историческом развитии и нынешнем состоянии обществ Запада, Востока и Юго-Востока Европы.

В той области исследований, к которой обращена программа сложилась противоречивая ситуация. Создано громадное число работ, посвященных отдельным аспектам конфессиональной специфики религиозных традиций европейского ареала (западное и восточное христианство, иудаизм, ислам), влиянию этих традиций на формирование культурной идентичности европейских народов. Однако обилие опубликованных книг и статей производит обманчивое впечатление. Среди опубликованных исследований по-прежнему очень редки такие, которые подошли бы к данной проблематике строго сравнительно (а крупных собственно научных работ, посвященных сравнению западнохристианских и восточнохристианских культур, вообще нет); почти никогда историки православных обществ не берут во внимание специфику восточного христианства по сравнению с западным, и vice versa; практически нет междисциплинарных исследований по проблемам взаимодействия конфессионального, этнического и социального в Европе раннего нового времени; нет убедительных попыток взглянуть на роль конфессиональных традиций не только сравнительно, но и с точки зрения «структур большой длительности».

Методологически программа ориентируется на традиции веберовской методологии изучения связи между религией и общественным развитием. Междисциплинарный характер программы предполагает применение методов и использование данных социальной и экономической истории, культурной антропологии, социологии и истории ментальностей.


Работа над программой в 1994 - 2011 гг.


Первый субпроект программы был посвящен сравнительному изучению социальной и экономической роли монастырей в православных и западнохристианских обществах. Эта проблематика разрабатывалась в исследовательских семинарах Московского университета, Российской академии наук, университета Альберты (Эдмонтон, Канада), университета Париж-1 Пантеон-Сорбонна, Высшей школы прикладных исследований в общественных и гуманитарных науках. В сентябре 1995 г. в Париже состоялась международная конференция, посвященная этой теме, с участием ученых Франции, России, Германии, Италии, Польши. Материалы коллоквиума опубликованы в 1996 г. (Moines et monastères dans les sociétés de rite grec et latin. Etudes publiées par J.-L. Lemaitre, M. Dmitriev et P. Gonneau. Genève: DROZ, 1996).


Второй субпроект программы был посвящен сравнительному изучению представлений о святости и культа святых в православных и католических культурах. Эта проблематика разрабатывалась в исследовательских семинарах Московского университета, Российской академии наук, университета Альберты (Эдмонтон, Канада), университета Париж-1 Пантеон-Сорбонна. В мае 1997 г. во Вроцлавском университете (Польша) была организована международная конференция “Социальные и политические функции культа святых в православных и западнохристианских обществах в Средние века и раннее Новое время” с участием ученых из Польши, Франции, России, Чехии, Германии, Голландии, США, Канады. Материалы были опубликованы в 1999 г. (Fonctions sociales et politiques du culte des saints dans les sociétés de rite grec et latin au Moyen Age et à l’époque moderne. Approche comparative. Ed. par M. Derwich et M. Dmitriev. Wroclaw: LARHCOR, 1999).


Третий субпроект посвящен проблематике иудео-христианских отношений в западных и православных обществах и формированию в связи с этим традиций веротерпимости и этнической толерантности. Эта проблематика разрабатывалась в исследовательских семинарах Московского университета, Российской академии наук, университета Альберты (Эдмонтон, Канада), университета Париж-1 Пантеон-Сорбонна, университета Париж-IV Сорбонна, Центрально-Европейского университета (Будапешт), университета Монпелье III. Проведена и продолжается серия международных коллоквиумов по общей теме: “Антииудаизм, антисемитизм и религиозно-этническая терпимость в обществах греко-византийской и западнохристианской традиций” (Москва, май 1997 г.; Париж, июнь 1999 г. [материалы опубликованы в 2003 г.: Les Chrétiens et les Juifs dans les sociétés de rites grec et latin. Approche comparative. Actes du colloque organisé les 14-15 juin 1999 à la Maison des Sciences de l’Homme (Paris).Textes réunis par M. Dmitriev, D. Tollet et E. Teiro. Paris: Honoré Champion Éditeur, 2003]; Эдмонтон, апрель 2000 г.; Майнц, июнь 2002 года; Москва, октябрь 2004 года). Подготовлен к печати два тома исследований на эту тему. Первый том вышел в издательстве «Индрик» в 2011 году (Евреи и христиане в православных обществах Восточной Европы. Под ред. М.В. Дмитриева. М.: Индрик, 2011).


Четвертый субпроект предполагал публикацию книги, отразившей результаты работы исследовательских семинаров в Москве, Париже и Эдмонтоне ( Être catholique, être orthodoxe, être protestant dans l’Europe médiévale et moderne. Sous la dir. de M. Derwich et M. Dmitriev. Wroclaw: Wydawnictwo Uniwersytetu Wroclawskiego, 2003) и специального выпуска французского журнала «XVII-й век», который посвящен этнорелигиозным отношениям в Восточной Европе в 17 веке (XVIIème siècle. 2003. N 3. [Juillet-Septembre 2003, 55ème année]. Numéro spécial: «La frontière entre les chrétientés grecque et latine au XVIIème siècle. De la Lithuanie а l’Ukraine subcarpathique); часть подготовленных в рамках программы статей опубликована в книге «Сравнительная история: методы, задачи, перспективы. Сб. статей. Отв. ред. М.Ю. Парамонова. Москва, 2003 (статьи Д. Беднарского, М.В. Дмитриева, П.А. Ролланда) и в ряде других изданий.


Пятый субпроект посвящен проблематике религиозно-культурной терпимости и нетерпимости в христианских культурах. Эта проблематика разрабатывалась в исследовательских семинарах Московскогого университета, Российской академии наук, университета Альберты (Эдмонтон, Канада), университета Париж-1 Пантеон-Сорбонна, университета Париж-IV Сорбонна, Центрально-Европейского университета (Будапешт), университета Монпелье III. Проведены международные коллоквиумы в Москве (сентябрь 2002 и сентябрь 2005 годов) и Будапеште (сентябрь 2005 года). Подготавливается к печати соответствующий том исследований на эту тему.


Шестой субпроект («Confessiones et nationes. Конфессиональные традиции, протонациональные и национальные дискурсы в истории Европы») имеет своим предметом взаимодействие конфессионального и «этнического» в формировании и эволюции протонациональных и национальных дискурсов в европейских обществах. Хронологически проект охватывает период от зрелого средневековья до начала XX века.

Главная задача программы «Confessiones et nationes» в том, чтобы понять, как в Средние века и раннее Новое время конфессиональные факторы и, особенно, специфика конфессиональных традиций влияли на формирование «протонациональных» и «национальных» дискурсов и представлений о «протонациональной» и национальной идентичности. Во-вторых, нас интересует, насколько и как именно знание средневековых христианских конфессионально-культурных традиций и анализ истоков протонациональных дискурсов могут помочь адекватному осмыслению национализма нового и новейшего времени. В-третьих, мы надеемся, что наши исследования поспособствуют развитию университетских учебных программ, касающихся конфессионально-культурных традиций, этнических конфликтов и генезиса национализма в истории Европы.

Одна из гипотез, которую предстоит проверить в ходе программы, состоит в том, что в восточном и западном христианстве представления об «этносе», «нации», «расе» формировались и осмысливались по-разному в зависимости от конфессионально-культурных особенностей соответствующих религиозных традиций. Другая сторона той же гипотезы состоит в том, что модальности религиозно-этнической нетерпимости или терпимости в обществах запада, востока и юго-востока Европы в новое и новейшее время отражали особенности сложившихся здесь ещё в Средние века традиций.

Разумеется, за двумя сторонами этой гипотезы стоит и ещё один, много более «современный» вопрос: насколько развертывание этно-национальных конфликтов и обеспечение мирного сосуществования этносов, наций и религиозных общин в Европе и вне Европы в настоящее время предопределено унаследованными от прежних эпох традициями?

Эта проблематика разрабатывалась в 2003-2010 гг. в исследовательских семинарах Московскогого университета, Российской академии наук, университета Париж-1 Пантеон-Сорбонна, Центрально-Европейского университета (Будапешт), университета Монпелье III. Проведены международные коллоквиумы в Москве (октябрь 2003 и сентябрь 2004 годов), Париже (май 2004 г.), Будапеште (февраль 2004 г., сентябрь 2005 г.), Монпелье (апрель 2005 г.). Опубликованы материалы московского коллоквиума 2004 года (Религиозные и этнические традиции в формировании национальных идентичностей в Европе. Средние века – новое время. Под ред. М.В. Дмитриева. / Religion et ethnicité dans la formation des identités nationales en Europe. Moyen Âge – époque moderne. Sous la dir. de Mikhaïl V. Dmitriev. М.: Индрик, 2008). В 2006 - 2007 гг. проведен ряд коллоквиумов, семинаров и круглых столов. В сентябре 2008 г. состоялась большая международная конференция. Готовится к печати книга «Confessiones et nationes. Конфессиональные традиции и формирование протонациональных дискурсов в истории Европы».


В 1997 году начата работа по сравнительному изучению “народного христианства” в России и западных странах на основе фольклорных, этнографических и письменных источников. При помощи Российского гуманитарного научного фонда и Научной библиотеки МГУ проведена экспедиция в Верхокамье, целью которой был опрос проживающих там староверов по специально разработанной анкете, нацеленной на выявление черт и особенностей “народного богословия” и народного христианского этоса. Эти исследования предполагается продолжить.


В 1998 г. в рамках программы на кафедре истории южных западных славян Исторического факультета МГУ осуществлялся проект “Конфессионально-культурные традиции в истории Украины, Белоруссии и Балкан” (Матвеев Г. Ф., Дмитриев М.В., Прозоров В.Б., Лукин П. Е., Мороз И.Г.), поддержанный грантом РГНФ.


В 2012-2014 годах основные усилия будут посвящены разработке проблем проекта «Confessiones et nationes. Конфессиональные традиции, протонациональные и национальные дискурсы в истории Европы» и проекта, посвященного религиозной терпимости и нетерпимости в истории христианских культур Европы.


Составные части программы спецсеминара:


  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа спецсеминара подвергается ежегодной модификации iconПрограмма спецкурса власть и общество российской провинции в революции 1917 года план спецсеминара
Печатается по решению Редакционно-издательского совета гоу впо «Самарский государственный университет»
Программа спецсеминара подвергается ежегодной модификации iconФедорова М. А., Кулева Н. В. Сравнительное исследование глико-окислительной модификации актина из мышц кролика и разных видов моллюсков Согласно данным литературы
...
Программа спецсеминара подвергается ежегодной модификации iconПрограмма поездки группы специалистов и руководителей организаций и ведомств науки, культуры и образования России в рам ках ежегодных профессиональных
Вами в составе группы специалистов из России и других стран снг, участвующих в нашей ежегодной научно-образовательной профессиональной...
Программа спецсеминара подвергается ежегодной модификации iconЗагрязнение атмосферы
Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию. При этом можно выделить несколько наиболее...
Программа спецсеминара подвергается ежегодной модификации iconЗагрязнение атмосферы
Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию. При этом можно выделить несколько наиболее...
Программа спецсеминара подвергается ежегодной модификации iconХимическое загрязнение среды промышленностью
Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию. При этом можно выделить несколько наиболее...
Программа спецсеминара подвергается ежегодной модификации iconДоклад по обж учеников 8 «А» класса
Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию. При этом можно выделить несколько наиболее...
Программа спецсеминара подвергается ежегодной модификации iconРеферат по химии Тема: «Химическое загрязнение среды промышленностью»
Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию. При этом можно выделить несколько наиболее...
Программа спецсеминара подвергается ежегодной модификации iconБолонский процесс один из наиболее обсуждаемых вопросов в области высшего образования в России. И это, наверное, не случайно: образование, особенно высшее
И сегодня при всем разнообразии политических, экономических взглядов, оценки приоритетов развития страны, важность развития образовательной...
Программа спецсеминара подвергается ежегодной модификации iconОтчет подготовлен ниц мкур со страновыми отделениями при поддержке unep
Человек сам стал причиной развития природного стресса и сам же становится его жертвой. Ведь общеизвестно, что под влиянием антропогенных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©kzdocs.docdat.com 2012
обратиться к администрации
Документы
Главная страница