Реферат реферат




Скачать 169.15 Kb.
НазваниеРеферат реферат
Дата конвертации09.02.2016
Размер169.15 Kb.
ТипРеферат
источникhttp://ver-orl-shcool.ucoz.ru/-__2.doc


Окружные школьные Кирилло- Мефодиевские чтения


Историческая память села Верхняя Орлянка

Реферат


Реферат подготовила:

Мустафина Гульнара Рафиковна

учащаяся 9 класса

Верхне-Орлянского филиала

Воротненской СОШ

Сергиевского района

Самарской области.


Руководитель:

Щепетова Юлия Олеговна,

( учитель Верхне-Орлянского

филиала Воротненской СОШ

Сергиевского района

Самарской области)


Сергиевск 2010 г.

Содержание



  1. Источники знаний о прошлом села…………………………….3

  2. Первые упоминания о родном селе. Происхождения названия. Географическое положение…………………………………….5

  3. Быт жителей. Национальные обычаи, народные праздники.……………………………………………………….7

  4. Школа, библиотека, клуб……………………………………….8

  5. Местный храм…………………………………………………..10

  6. Трудности и успехи села в прошлом и настоящем…………..11

  7. Судьбы односельчан разных поколений……………………..12

  8. Земляки, которыми гордятся в селе…………………………..12

  9. История села - частица истории Родины……………………...14

  10. Список использованной литературы………………………….15




  1. Источники знаний о прошлом села.

Сергиевский район хорошо изучен краеведами. Ими собран богатый материал о Сергиевске, Чекалино, Кандабулаке, Липовке и других селах.

Однако и здесь есть белые пятна: многие села не изучены. Сейчас эта проблема очень актуальна, так как населенные пункты могут исчезнуть бесследно, и исторических сведений о них не останется , и именно поэтому я решила подробно изучить историю своего села Верхняя Орлянка. Ведь когда то в наше село входило 14 населенных пунктов, но, к сожалению, сейчас их осталось только 5.

Родилась и живу я в Сергиевском районе, в селе Верхняя Орлянка. Здесь родились, живут и трудятся мои родители, отсюда корни моих дедов и прадедов. Меня давно интересовала история возникновения и развития села, история достопримечательностей, история моего народа. Этим объясняется выбор такой темы. Я хочу сказать свое слово о родной Верхней Орлянке,  ведь когда-то мое село было самым крупным в районе. Моя малая Родина - это частица России, из таких капелек и состоит наша Отчизна. Так откуда же есть, пошла наша земля?

Время основания Верхней Орлянки с трудом поддается изучению. Точную дату можно установить только по конкретным архивным данным, которые, по одной версии, могут находиться в центральных архивах страны, по другой – могли сгореть в пожаре в городе Казани, по месту нахождения органа управления Заволжскими территориями в 17-18 веках.

Значительный вклад в изучение истории всего Сергиевского района сделал краевед В. Мурсков. Село Средняя Орлянка, по его изысканиям, возникло в 30-е годы 18 века, раньше, чем Верхняя Орлянка.

Объяснялось это тем, что Средняя Орлянка оказалась в 1 км от заградительного земляного вала, куда для обороны укреплений всей Закамской линии присылали воинские команды. Служилым людям выдавались наделы для землепашества. Отсюда и название - пахотные солдаты. По выходе в отставку многие из них продолжали развивать хозяйство и становились порой первыми поселенцами новых сел и деревень. Часто вместе с этими поселенцами были ясашные крестьяне (те, кто платил ясак- натуральный налог).

Территория будущего села Верхняя Орлянка отстояла от Средней Орлянки на восток на 7 км и начала заселяться крестьянами - переселенцами из Ставропольского уезда, а затем из Курской губернии. Не исключено, что здесь одновременно были частично и пахотные, отставные солдаты (с семьями), чьи полки переводились впоследствии с Земляного вала на другие заградительные линии, ближе к Оренбургу. Но большая доля первых поселенцев Верхней Орлянки была из крестьян.

Первая партия их пришла из Ставропольского уезда, вторая - из хутора Крутых Тименского уезда Курской губернии. В первой группе крестьян были семьи Гладкова, Воронина. Во второй - Левыкина, Коршикова и другие. Семьи с такими фамилиями и поныне проживают в селе. Тогда они были поселены с земельными наделами на положении государственных крестьян. Это обязывало их исполнять подушные налоги. Статус государственных крестьян села Верхняя Орлянка сохранился и в XX веке.

Опубликованные источники указывают на примерное время основания Верхняя Орлянка – конец XVIII века, время переезда сюда двух вышеназванных партий крестьян.

Однако сразу оговоримся, еще до появления этих селян, возможно, были и другие группы истинных первопроходцев. К ним следует отнести служивых людей. Об этом заставляет говорить два момента. Первый связан с достоверной легендой старожилов о том, что при слиянии двух первых ручьев на крутом берегу реки Орлянки, до сих пор сохранившем густой кустарник и деревья, когда-то было военное поселение. Говоря военным языком, эту высоту вполне (даже ничего не зная о прошлых укреплениях) можно назвать стратегической: чем не место для крепости – фельдшанца, как тогда назывались полевые укрепления вдоль Земляного вала к западу от Верхней Орлянки. К тому же рядом леса, камень и водная преграда с трех сторон, служившие естественной защитой от нападения. А если это так, значит, там действительно мог быть, пусть небольшой, но гарнизон, солдаты которого, уходя в отставку, становились потом вольным землепашцами – крестьянами со всеми вытекающими отсюда последствиями, характерными для жителей лесостепной местности. Нынешние старожилы подтверждают версию о том, что первая улица Верхней Орлянки с названием Баканы появилась на местах предполагаемого военного укрепления вполне возможно, что это были именно фельдшанцы, полевые земляные укрепления для сменявшихся дозоров, авангардных отрядов от воинских частей, располагавшихся на Земляном валу в Средней Орлянке и других местах.

А что в Самарском государственном архиве, в так называемых «ревизских сказках»? По казенному это называется «Итоги переписи населения от 1859 года». Так вот, рукописные книги, заполненной рукой волостного писаря на более чем ста листах встречаем двенадцать Верхне-Орлянских семей под фамилией Бакановы. Намного больше, например, чем Левыкеных, Катеневых, Головиных, Прасоловых, Ворониных, Мочалкиных, Грецовых, Арнаутовых, Картамышевых, Расчупкиных (по всей вероятности, нынешние Ращупкины) и др.

По ревизским сказкам видно, что Иван Степанович Мочалкин является прадедом будущего первого председателя Верхне -Орлянского сельсовета Никиты Илларионовича, отец которого Илларион Григорьевич был внуком Ивана Степановича. В 1859 году Иллариону было 8 лет. Ревизские сказки четко зафиксировали возраст, имя, отчество, пол каждого из членов семьи Верхней Орлянки, как и Кабановки, Сидоровки, Богородского и

других сел. Это требование четко выполнено во всех книгах. По ним можно точно установить живое древо любой семьи, любого рода.

Среди древних Верхне-Орлянских фамилий видим предков Василия Федоровича Прасолова. Отличный ученик в школе, юнкор, в последствии инженер-строитель, крупный комсомольский, партийный и хозяйственный руководитель. В 1963 – 1971 годах – председатель горисполкома Ставрополя – Тольятти. Из этого древнего рода вышел и Анатолий Васильевич Прасолов. После окончания техникума, а потом Куйбышевского индустриального (политехнического) института много лет отдал Северу, работал в Куйбышеве в областном управлении пищевой промышленности, главным инженером и директором Жигулевского пивкомбината.

Вернемся к историческим ревизским сказкам. Более всего семей именно Бакановых, что указывает на них как самых ранних первопроходцев. Скорее всего, и мыс, и улица получили свое название от поселенцев Бакановых. И по большой вероятности самые первые из Бакановых могли быть в числе служилых людей, затем оставшихся здесь на правах пахотных солдат для ведения хозяйства. Или они были из ранних ясашных крестьян, снабжавших воинские команды продовольствием и всем необходимым? Как впрочем, все ясашные крестьяне XVIII века сел нынешнего Сергиевского района.


II. Первые упоминания о родном селе. Происхождения названия. Географическое положение.


Нет точно выверенной версии происхождения названия села. И кто знает, будет ли это когда – нибудь установлено. Но можно допустить, что названия всех трех соседствующих селений (Верхняя, Средняя, Нижняя Орлянка) произошло от птиц орлов, которые могли здесь когда то обитать: горы, леса, чистые родники, обширные степи вполне этому способствовали. Вот косвенный пример. В 30-40-е годы, теперь уже прошлого ХХ века, мы встречали в этих местах дроф, степных гусей. Возникает вопрос: а почему бы в XVII-XVIII веках здесь не обитать и орлам? До сих пор в Пустынном овраге на горе родник бьет ключом, и ручей от него небольшим водопадом спускается в ложбину, направляясь в сторону поселка Дачного к речке. Так что название речки и села вполне может быть связано с гнездованием в этих местах орлов.

Верхнюю Орлянку лучше всего рассматривать с гор Крестик или Сапуниха. Если взойти на высокую точку, то с неё, как на ладони, будет видно почти все огромное село, раскинувшееся по берегам всех трех рукавов речки того же названия - Орлянка. Как гласят источники, по распоряжению губернатора, землемер Сидоров отвел будущим поселенцам прекрасные места для обживания и благоустройства.

На север, восток, а больше к югу от села на территории площадью примерно 100 квадратных километров широко раскинулись степи. По огромному полукругу на её возвышенностях, скрывая горизонт и все, что за ним, простираются и сейчас дубовые (в основном), а на южной стороне и березовые леса.

Речка Орлянка начинается и питается от родников. Небольшие, но светлые и никогда не пересыхающие ручьи берут свое начало в лесных и подлесных низинах и оврагах, а при своем слиянии образуют речку – серебрянку.

По сведениям 1859 года, в селе Верхняя Орлянка уже было 219 дворов, а население составляло почти 2000 человек: 938 мужчин и 953 женщины. Действовала православная церковь, престольным праздником был Дмитриев день. Поэтому, видимо, и село в некоторых источниках упомянуто как Дмитриевское.

Наибольшее число жителей Верхней Орлянки зафиксировано в 1910 году – 4018 человек. Земли удобной (наделенной) за жителями села было 7154 десятины, в том числе леса – 393 десятины. На 1910 г. в селе были: паровая мельница, 6 ветряков, церковь, церковно – приходская школа и земская школа.

По переписи 1926 года, в Верхней Орлянке было 622 двора, 3219 жителей (мужчин – 1478, женщин - 1743). В сравнительно большом числе женщин очевидны были последствия Первой мировой войны. К этому времени резко заметен рост числа учащихся в школах: в Верхней Орлянке 157, Кабановке – 175 (намного больше чем, в других селах Бугурусланского уезда). По населению и числу крестьянских дворов Верхняя Орлянка уступала в округе только Сергиевску, который в прошлом по многим источникам причислялся к поселениям городского типа.


III. Быт жителей. Национальные обычаи, народные праздники.

Сейчас в селе живут люди разных поколений, это те, которые получив образование, строили свою жизнь здесь, рядом со своими родителями те, кто приехал в Верхнюю Орлянку молодыми специалистами, да так и остались здесь, обретя свой дом, семью. И мы с гордостью называем своих родителей: Беляковы Владимир Иванович и Елена Николаевна, Комаровы Сергей Александрович и Елена Викторовна, Кошкины Анатолий Алексеевич и Елена Борисовна, наши учителя и многие другие.

В Орлянке живут трудолюбивые, хозяйственные, предприимчивые люди разных национальностей – это и татары, и казахи, и узбеки, но большинство населения села составляют русские. Это люди – представители разных профессий. Все же самое распространенное из них – это предпринимательство. Еще давно в Орлянке была развита торговля, село имело свой рынок, были свои купцы. Известно имя купца 1 гильдии Матюхина. И сегодня помимо государственного, есть у нас и частные магазины, которые успешно работают.

И наконец, молодые люди, которые все-таки в селе остаются, образуют семьи, работают. Одни из них занимаются земледелием, разведением скота, другие торговлей и предпринимательством.

Прядение и ткачество было одним из основных занятий русских женщин нашего села. Нужно было наткать ткани, чтобы одеть свою большую семью, украсить дом полотенцами, скатертями. Долгими зимними вечерами собирались девушки на посиделки, приносили прялки, работали да хвастались жениховыми подарками. У мужчин основными занятиями были извоз, охота, рыбная ловля.

Широко были распространены народные промыслы: домоткачество, изготовление предметов из бересты, различных деревянных туесков и бочонков.

У нас в селе есть свой обычай, приурочен он ко дню пожилых людей. Когда то идею подала администрация хозяйства, подхватили ее учителя, школьники и инициативная группа, то есть неравнодушные люди. И теперь каждый год мы отмечаем вот такой славный праздник!

Также одним из главных праздников нашего села является праздник - День Матери. В этом году он прошел с большим успехом. Был подготовлен зал, который украшали собранные для выставки кружева и вышивки у местных жителей! Даже домотканые изделия, хранившиеся у наших бабушек! И они попали на выставку! Также прошел небольшой концерт, подготовленный местными жителями и учениками школы.


IV. Школа, библиотека, клуб.

Верхне-Орлянская школа - одна из самых старых в районе. Церковно-приходская школа существовала с 1865 года, а в 1878 году была открыта земская школа. В 1878 году в ней училось 74 мальчика и 19 девочек. Первыми учителями в этой школе были К.Н.Бортников, с окладом 300 рублей в год, окончивший учительскую семинарию, и К.В.Бирюков, получавший 240 рублей в год. За время своего существования школа несколько раз меняла свой статус. Она была и четырехклассной,  и семилеткой, и восьмилетней, с 1963 года стала средней. Последнее школьное здание построено в 1963 году. По воспоминаниям старожилов села – школьное здание было сложено из кулацких домиков, в нем было 7 кабинетов, полы деревянные, некрашеные. Когда в селе не было еще ни радио, ни электричества, в каждом классе стояла печь – голландка, каждое утро их топили дровами уборщицы. Утром и вечером зажигали керосиновые лампы. Наполняемость классов была большая до 42 человек. Учиться было трудно, но интересно: работали кружки: хоровой, художественной самодеятельности, юных натуралистов. В старших классах устраивали вечера, смотрели диафильмы, танцевали под гармонь. До сих пор с любовью вспоминают бывшие выпускники школы своих учителей, отдавших любимому делу более 30 лет: Нестерову Н.А., Савватееву Л.В., Нестерову Ю.С., Погодину Н.И., Погодина В.Я., Картамышеву И.И. и других. Хотя многих уже нет в живых, светлая память о них навсегда останется в сердцах многих поколений.

В 1998 году наша школа отметила 120-летний юбилей, а в 2007 году – 130-летний. Как это много, если сравнить с человеческой жизнью. Видела она и далекие дореволюционные времена, пережила революцию и послереволюционную разруху, военные годы и трудные послевоенные. Сейчас школа является центром культурного и нравственного воспитания учащихся, располагает 10 учебными кабинетами, мастерской, спортзалом, библиотекой, кабинетом информатики и домоводства. Проводятся систематические занятия с будущими первоклассниками с целью их подготовки к школе. Школа работает в тесном сотрудничестве с сельской администрацией, сотрудничает с учреждениями: комитет социальной защиты, центр "Семья", ЦПМСС, сельская библиотека, дом культуры.

Сегодня школа - это 32 ученика, 8 педагогов, 5 других работников школы. 

В школе работают 3 кружка: "Дошкольник", "Умелые руки", "Спортивный".  

Успешно проведена работа по становлению традиций школы. Все традиционные мероприятия построены на нравственном и эстетическом воспитании. Это: День знаний, День здоровья, День учителя, День матери, праздник последнего звонка и др.

Также в Орлянке есть и сельская библиотека. Несмотря на то, что она небольшая и литература в ней не самая современная, но все- таки местные жители ей очень гордятся. Заведующая библиотекой Ильина Елена Викторовна постоянно проводит различные мероприятия для детей, тем самым вызывая интерес к книгам и их чтению.

Библиотека тесно сотрудничает со школой, совместно проводятся праздники.

В 1942 году в селе Верхняя Орлянка  был основан первый клуб.

      Организован он был по настоянию молодежи. Хоть и работали они от зари до зари, свободного времени было не так много, но никто не отказывался от общения. И вскоре утвердили заведующую клубом – Никулину Анну. Но каким же было разочарование, когда девушке показали заброшенный дом с заколоченными ставнями, без дверей и крыльца. Здание выглядело так: окна заколочены наглухо, стекол не было, остались только металлические решетки. Двери сняты и находились неизвестно где. Молодежь решила отремонтировать клуб своими руками. Состоялся первый воскресник. Застучали топорами плотники. Все доски с заколоченных окон пошли на ремонт дверей и потолков. Нашлись свои каменщики – подремонтировали печи. Сделали сцену, сиденья со спинками. Вычистили, вымыли, побелили, на сцене частыми складками опустился занавес. Кумачовые лозунги, портреты вождей, первый номер стенной газеты и другие плакаты. Клуб открылся комсомольско-молодежным вечером.

Самым активным участником и заводилой была сама Никулина Анна – она пела, плясала, читала стихи, вела программы. Со временем в клубе появился бильярд и радиоприемник. Начал работу драматический кружок. Хоровым кружком руководили Валентина Яценко и Светлана Хохлова. Нашлись и музыканты. У одного из ребят была балалайка, у другого – гармонь, многие играли на мандолине и гитаре. Так создали оркестр. И стали ребята проводить платные концерты, деньги от которых шли на нужды клуба.

С 1965 по  1974 год в клубе сменилось несколько заведующих. Но долго они не задерживались, как только появлялась возможность найти другую работу, сразу же уходили из культуры.


V. Местный храм.

К сожалению, сельские жители менее активны в церковной жизни, чем городские. Это тенденция, характерная для всей нашей страны. Село умирает. Здесь закрываются школы, так называемые объекты соцкультбыта - те самые дома культуры, под которые когда-то приспосабливали храмы. В редких случаях кому-то удается наладить нормальное хозяйствование на земле, в деревне.

И все же церковная жизнь на селе есть. К сожалению, церковь нашего села была разрушена. Но благодаря вере в Бога, люди начали создавать общины, и сейчас у нас работает молебный дом, куда может придти каждый. Во многих селах и сейчас образуются общины, люди собираются для совместной молитвы, хотя у них нет священников. Конечно, это возрождение идет не так быстро, своими темпами и со своими особенностями.
Я считаю, главное это не вера в Бога, а вера в религию. И если у тебя в душе есть что-то доброе или то, что притягивает тебя к какой-либо вере, то ты должен принадлежать именно ей и именно создание таких общин - показатель духовного роста и залог будущей православной жизни в деревне.

VI. Трудности и успехи села в прошлом и настоящем.

90-е годы прошлого века стали переломными не только для нашего села, но и для всей страны в целом. В результате проведенных реформ по денационализации и приватизации государственной собственности сельское хозяйство пришло в полный упадок. Безработица, задержка зарплаты, невероятный рост цен, пустые прилавки магазинов – вот чем запомнился переход к капитализму. С 1992 года совхоз стал акционерным обществом. Новая аграрная политика принесла только вред. Закрылось, а впоследствии и вовсе было разрушено то, что строилось для людей в предыдущие десятилетия, например детский сад.

Полностью опустел отключенный от отопления двухэтажный жилой дом- интернат.

Резко упала рождаемость, зато возросла смертность. Это продолжается и сейчас, так, например в 2005 году ушли из жизни 18 человек, а родилось только 5. Работоспособное население стало уезжать из села. Единственным видом дохода в Верхней Орлянке стало разведение скота. За эти годы как только не переименовывали совхоз: АО, ОАО, но от этого положение не улучшается. Люди занимаются нелегким сельским трудом за зарплату, в несколько раз меньшую прожиточного минимума, да и ту не получают. Хозяйство постоянно несет убытки, и платить нечем.

Хотя в целом жизнь и быт  односельчан улучшается. Кроме государственного магазина, работают три торговых точки частных предпринимателей. Выбор продуктов не хуже, чем в районном центре. Во многих домах установлены телефоны. Жители Орлянки покупают бытовую технику, автомобили. Обычным делом стало приобретение компьютера.

И все-таки Верхняя Орлянка продолжает жить, несмотря на  тяжелое состояние сельского хозяйства.

VII. Судьбы односельчан разных поколений.

Десятки и сотни молодых людей и девушек в Великую Отечественную войну оставили школу, чтобы помочь колхозу, МТС и стране: Валентин Ращупкин, большие и вечные труженики братья Малыгины- Николай, Виктор, Юрий, Александр Судаков , Анна Никулина, впоследствии бессменная директор клуба и организатор художественной самодеятельности. Запомнились две сестры Беловы - Антонина и Мария, одна из лучших певучий, частушечниц, Антонина Набережнева, Нина Нестерова ( впоследствии экономист с высшим образованием), Николай Арнаутов, Николай Денисов, Иван Сотников, Владимир Тулейкин (будущий офицер- летчик), братья Шильдяшовы- Сергей, Михаил, Анатолий, Баканов Александр, Гладков Виктор, его сестра Мария, Судаковы Виктор и Нина, Николай Головин и его сестра Мария, Мясниковы Анна и Мария, Маликова Елизавета (она даже успела побывать на фронте).

Наиболее целеустремленные из них получили среднее и высшее образование после войны. Среди них Владимир Нестеров- младший из рода Нестеровых. Он вместе со взрослыми (дедом по матери Ермаком) летом работал на разных работах, а зиму непременно учился, десятый класс закончил в 1948 году в средней школе Серноводского зерносовхоза, затем Саратовский юридический институт. Прошел путь от следователя и народного судьи до директора по безопасности и правопорядку АО «АвтоВАЗ».

В нашем селе и сейчас есть семьи, которыми мы гордимся. Например, одна из них - это семья Ишковых. Три сына: Владимир, Александр и Сергей, родились в Орлянке, закончили среднюю школы с серебряной медалью, получили высшее образование, женились. Они до сих пор живут в нашем селе и подают хороший пример молодежи.

VIII. Земляки, которыми гордятся в селе.Люди… Несомненно, они главное богатство нашего села. Это ветераны войны и труда. Много им за боевые и трудовые годы пришлось испытать, много пота пролить. И недаром на груди лучших из них горят ордена, врученные за боевые подвиги и труд, великий и беззаветный: Сергей Степанович Мясников, Чернова Анастасия Семеновна ,Маликов Алексей Михайлович, Нестеров Дмитрий Андреевич и другие.



Во время войны день и ночь трудились женщины и подростки на полях, фермах, возили зерно на элеватор, заготавливали лес на топливо для городов и госпиталей. Они заменяли ушедших на фронт мужчин.

Село потеряло в войне сотню лучших своих людей. Среди них – 4 сына Тимофея Федотовича Маликова (Григорий, Николай, Андрей, Василий). 4 сына погибли у бабушки Груни Нестеровой: Николай Андреевич и его братья - Григорий, Петр, Александр, комбайнер Алексей Петрович Меркулов, Николай Ермолаевич Савостин, механик МТС Михаил Дмитриевич Нестеров, Василий Насонов и многие, многие другие.

Имена их запечатлены на обелиске, что воздвигнут в центре села.

С поля боя вернулись немногие. Первыми назовем молодых офицеров – командиров, блиставших боевыми орденами: братья Беловы – Николай Никитович и Дмитрий Никитович, Алексей Тимофеевич Судаков, Рашид Хафисович Гайнуллин. Почти все из них заслужили потом звезды подполковников и полковников, а Д.Н. Белов стал в Орлянке колхозным генералом.

Память сохранила фамилии и имена лучших механизаторов, оставшихся работать на полях и в мастерских МТС. Это лучший комбайнер Кузьма Егорович Малыгин, отличный кузнец Василий Федорович Прасолов, бригадир тракторных бригад Иван Нестеров, Яков Головин. Под их руководством обучались и воспитывались молодые парни – Михаил Нестеров, ставший затем главным инженером Серноводского зерносовхоза, Виктор Михайлович Мурысев, впоследствии знатный механизатор.

IX. История села – частица истории Родины.

История села неотделима от истории страны. Гражданская, Великая Отечественная войны, Афганская трагедия не обошли мою родную землю. На Великую Отечественную ушли из Орлянки все мужчины, годные держать оружие. Остались в селе единицы механизаторов и инвалиды, да и тех часто мобилизовывали в трудармию. К великому сожалению, большинство из них не вернулись в родное село. Молчаливой памятью в центре села стоит памятник в честь погибших воинов. 9 мая у памятника проводятся митинги. Живых ветеранов в селе осталось только 4. В этом году в саду возле памятника в честь ветеранов посадили ели.

Судьба, время, история….как бы все это выглядело, если бы не человеческая память? Ведь именно благодаря ей происходит накопление человеческого опыта, его сохранение и творческое использование.

Я горжусь своими односельчанами, восхищаюсь их трудолюбием, стремлением к красоте, благосостоянию, к миру на родной земле. Поэтому село постепенно растет и развивается. Куда бы меня ни забросила судьба, я надеюсь, что смогу часто посещать свое родное село, перенять и продолжить добрые традиции и ценности людей, ведь каждый человек – это дитя своего народа.


 


Список использованной литературы:

  1. Курсина Н.М. «Краеведческая работа по истории села В-Орлянка»,1998 г.

  2. Сергиевская «Социальная газета», 12 октября 2002 г.

  3. Э.Я.Дмитриева, П.С.Копытов Самарская область.Самара /1996 г.

  4. http://www.ver-orl-shcool.ucoz.ru/





Похожие:

Реферат реферат iconРеферат реферат (гост 9, гост 32) размещается на отдельном листе (странице). Заголовком служит слово «реферат»
Текстовые документы именуются соответственно «Пояснительная записка к выпускной квалификационной работе»
Реферат реферат iconРеферат реферат жазылуында келесі құрылысы сақталады: 1) Титулдық беті реферат тақырыбы, студент оқитын факультет атауы, оның тобы, аты-жөні толық жазылады;
Содан кейін алфавит тізімі бойынша осы тақырыбқа жататын негізгі түсініктер және әр біреуін нақты анықтамалары беріледі. Түсініктер...
Реферат реферат iconРеферат по истории науки тема реферат А

Реферат реферат iconВ отдел докторантуры и аспирантуры отзыв на реферат
...
Реферат реферат iconКак подготовить реферат
Реферат (от лат. «сообщать») это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов),...
Реферат реферат iconРеферат: «Вредные привички» Рожков Никита 11 «Б» реферат: «спид болезнь души»
Одной из форм проверки знаний, навыков, необходимые в экстремальных ситуациях является защита проектов и исследовательских работ
Реферат реферат iconМетодические рекомендации по выполнению рефератОВ, докладов, конспектов по «философии»
Реферат – один из наиболее сложных видов самостоятельной работы. Слово «реферат» в переводе с латинского буквально означает «пусть...
Реферат реферат iconКафедра химии и защиты растений
Слово «реферат» в переводе с латинского буквально означает «пусть он доложит». Реферат представляет собой краткую запись идей, содержащихся...
Реферат реферат iconКафедра химии и защиты растений
Слово «реферат» в переводе с латинского буквально означает «пусть он доложит». Реферат представляет собой краткую запись идей, содержащихся...
Реферат реферат iconМетодические указания для студентов
Реферат – это учебная работа, содержащая результаты теоретических и аналитических исследований по отдельной учебной дисциплине. Реферат...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©kzdocs.docdat.com 2012
обратиться к администрации
Документы
Главная страница