Книга посвящена жизни и творчеству солиста Киргизского академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева, народного артиста СССР булата Минжилкиева.




НазваниеКнига посвящена жизни и творчеству солиста Киргизского академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева, народного артиста СССР булата Минжилкиева.
страница1/10
Не допускается тиражирование
Дата конвертации09.02.2016
Размер1.46 Mb.
ТипКнига
источникhttp://literatura.kg/uploads/bulat_minjilkiev_bio.doc
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


© Кузнецов А.Г., 1991. Все права защищены

Произведение публикуется с письменного разрешения автора

Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования

Дата размещения на сайте www.literatura.kg: 18 ноября 2008 года


Андрей Кузнецов


БУЛАТ МИНЖИЛКИЕВ


Очерк жизни и творчества


Книга посвящена жизни и творчеству солиста Киргизского академического театра оперы и балета им. А.Малдыбаева, народного артиста СССР Булата Минжилкиева. В живой и увлекательной форме автор рассказывает о детстве и годах учения певца, стажировке в Италии, работе на оперной сцене и концертной деятельности, зарубежных поездках артиста, выступавшего более чем в двадцати странах мира. В книге также дается анализ наиболее значительных его работ, освещается педагогическая деятельность певца. Творческий путь артиста показан на фоне обширной панорамы музыкальной жизни республики. Многочисленные иллюстрации представляют Б.Минжилкиева в различных ролях и на концертной эстраде.

Издание адресовано широкому кругу любителей музыки


Рецензент А. Салиев, член-корреспондент АН Киргизской ССР


Публикуется по книге: Кузнецов А.Г. Булат Минжилкиев: Очерк жизни и творчества (Худож. Г.Половникова). — Ф: Адабият, 1991. — 128 с.: илл.


ББК 85.33

К 89

ISBN 5-660-00486-5


4907000000—128

К 97—91

455(11)—91


Для того, чтобы обработать человеческий голос,

надо было располагать двумя жизнями:

одной чтобы учиться, другой чтобы петь.

Антонио КОТОНЬИ


Пение — древнейшее из искусств — обладает удивительным свойством передачи тончайших душевных движений человека и воздействия на слушателей. Хороший голос — редкий дар природы, но сам голос это еще не все. Чтобы стать настоящим певцом, разумеется, обладая и другими необходимыми данными (музыкальность, артистические наклонности и пр.), нужны долгие годы учебы под руководством опытного наставника. Известный итальянский певец и знаток бельканто Дж.Лаури-Вольпи писал: «Пение — важнейшее проявление человеческой натуры, потому что оно представляет собой выражение чувства, страстей, работы воображения, мыслей... Недостаточно просто петь, нужно уметь петь (выделено мной. — А. К.), чтобы служить искусству и сохранить голос»1.

Путь восхождения Булата Минжилкиева к вершинам творчества был долог — только одной учебе он отдал 12 лет жизни (студия, консерватория, стажировка в Италии). Но в то же время он был и стремителен: в 25 лет вокалист стал петь на сцене оперного театра, в 28 блестяще выступил на Всесоюзном фестивале молодых оперных певцов, в 33 он уже был лауреатом двух международных конкурсов, в 36 — народным артистом Советского Союза.

Только труд — повседневный, кропотливый, вдумчивый — и настойчивость в достижении поставленной цели помогли Булату Минжилкиеву стать выдающимся певцом. Сегодня он — один из лучших басов современности. Его голос — редкий по красоте и выразительности — подобен отлично отстроенному музыкальному инструменту, который в состоянии передать любое художественное намерение певца, богатейший спектр штрихов и нюансов.

Голос Минжилкиева восхищает своей мощью, широтой, пластичностью. Он одинаково хорошо звучит во всех регистрах его обширного певческого диапазона: мягок и насыщен в низах, певуч и мужественно-благороден в центральном регистре, героичен и экспрессивен в верхнем.

Минжилкиев первым из киргизских певцов заявил о себе как вокалист самого высокого класса и стал известен не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Он достойно представляет республику, советское многонациональное искусство во многих странах мира. Но певец не останавливается на достигнутом, а постоянно находится в поиске, творческом горении. Об этом красноречиво свидетельствуют его работы конца 80-х годов — партии Хованского и Кончака, исполненные на сцене Ленинградского академического театра оперы и балета им. С.М.Кирова, новые концертные программы, зарубежные выступления.

Своим вдохновенным искусством певец прославил талантливый и трудолюбивый киргизский народ, одним из лучших представителей которого он является.

Благодаря счастливому стечению обстоятельств, автору этой книги довелось в течение длительного времени, начиная с детских лет, находиться вблизи Булата Минжилкиева, следить за становлением и развитием его таланта. При написании настоящей книги были использованы как личные наблюдения, результаты изучения творческой, деятельности певца, так и сообщения самого артиста и его коллег, а также различные публикации в советской и зарубежной печати.

Эта книга — дань глубокого уважения артисту, его лучезарному таланту.


ДЕТСТВО


Весна в Киргизии наступает рано. Уже во второй половине марта под лучами яркого южного солнца тает последний снег в долинах. Земля постепенно прогревается, повсюду весело журчат говорливые ручьи, а на лужайках и обочинах дорог появляется свежая трава. Вскоре зацветает урюк, и воздух наполняется неповторимым ароматом весны. К середине апреля деревья покрываются листвой и ничто уже больше не напоминает о минувшей зиме, и лишь только высоко в горах все еще лежит и искрится на солнце ослепительно белый снег.

В
С мамой. Фрунзе, июнь 1941 г.
один из таких весенних дней 23 апреля 1940 года во Фрунзе в семье геолога Абдуллы Минжилкиева родился сын. Первенца в честь прадеда назвали Булатом. Родители будущего певца были людьми строгих правил, к воспитанию детей относились с большой ответственностью. Отец — Абдулла Мунайтбасович был один из первых киргизских геологов, кандидат геолого-минералогических наук. Он получил образование в Москве. Вдоль и поперек исходил родные тянь-шаньские горы, открыл немало месторождений полезных ископаемых, написал ряд книг и статей по геологии.

Мать — Бахруш Хасановна в юности училась хореографии, танцевала, за год до рождения Булата вместе с коллективом национального музыкально-драматического театра побывала на Декаде киргизского искусства в Москве. Однако профессиональной артисткой она так и не стала, хотя любовь к музыке, театру сохранила на всю жизнь и сумела передать ее своим детям... Время было тревожное — в Европе уже шла война, муж постоянно пребывал в длительных экспедициях, нужно было как-то устраивать жизнь. Пришлось пойти работать на завод, а сына отправить к бабушке на Иссык-Куль.

Здесь и прошли ранние детские годы Булата. На западе страны уже грохотала война, кипели кровопролитные сражения, отзвуки фронтов доходили и на Иссык-Куль. Все меньше мужчин остава­лось в селах и аилах, всю тяжесть крестьянского труда взяли на свои плечи женщины, старики и подростки.

Бабушка Урумкан окружила своего внука теплом и лаской. Селение Ак-Кочкор, расположенное у восточной оконечности Иссык-Куля, находилось в живописном месте — куда ни кинешь взор, всюду горы и лазурная гладь озера. А какие красивейшие места были в округе! Одно из них — жемчужина Прииссыккулья — ущелье Джеты-Огуз.

Это был привольный и благодатный край. И люди здесь были отзывчивые, радушные, с широкой, открытой душой, а главное, очень музыкальные. Это родина многих выдающихся киргизских народных певцов и, музыкантов — Чалагыза Иманкулова, Кара-молдо Орозова, Ибрая Туманова. Здесь жили великий сказитель, «Гомер XX века»— манасчи Саякбай Каралаев, прославленная темир-комузистка Бурулча. Прекрасные мелодии песен и виртуозные наигрыши на комузе, старинные легенды и предания с детства окружали будущего певца.

Булат рос крепким и здоровым мальчиком. Он рано научился плавать, хорошо держался в седле, быстрее всех своих сверстников бегал наперегонки... Когда ребенку исполнилось шесть лет, дедушка разрешил ему ездить на своем иноходце. Спустя некоторое время мальчик стал лихим наездником и, благодаря этому, его знакомство с окружающим миром значительно расширилось. Часто по поручению старших он ездил в горы, на джайлоо и привозил оттуда свежий кумыс. Эти поездки запомнились Булату на всю жизнь. Больше всего запомнились песни, звучавшие в чабанской юрте, звуки комуза, рассказы о подвигах легендарного Манаса. Все это волновало душу, будило воображение. Хотелось петь, но, как большинство мальчишек, петь на людях Булат стеснялся, и поэтому предпочитал заниматься этим делом наедине. Подражая акынам или манасчи, он пел на один запомнившийся мотив о том, что видел, что волновало его. Далеко вокруг разносился голос мальчика, и лишь горы были его молчаливыми слушателями.

В школу Булат пошел в Ак-Кочкоре, но вскоре переехал во Фрунзе, к родителям. Отец получил квартиру в новом двухэтажном доме, построенном для сотрудников Киргизского филиала Академии наук СССР. В те послевоенные годы Фрунзе был еще небольшим тихим городком с неторопливым, размеренным ритмом жизни. Весь город буквально утопал в зелени. Машин было немного, и только что пущенный троллейбус дополнялся истинно восточным видом транспорта — повозками с впряженными в них неказистыми на вид осликами и лошадями. В час прибытия московского поезда на привокзальной площади выстраивалась целая кавалькада таких повозок.

Дом, в котором стал жить Булат, находился на пересечении улиц Дунганской (ныне Киевская) и Дзержинской — самой широкой и красивой улице города. В сущности это был бульвар с множеством различных деревьев и кустарников. Выделялись своими громадными размерами полувековые дубы, тополя, карагачи. Летом растительность разрасталась столь густо и обильно, что образовывала сплошной зеленый массив, где в знойный летний день было всегда свежо и прохладно. «Дзержинка» была излюбленным местом игры проживающей в округе детворы. Вдоль бульвара протекал широкий с крутыми, высокими берегами арык. Зимой здесь ребятишки катались на санках, а летом устраивали запруду и с наслаждением купались в холодной арычной воде.

Булат сразу же был принят в компанию своих сверстников и принимал самое активное участие в их забавах и развлечениях: с шумной ватагой ребятишек ходил в близлежащие кинотеатры «Ала-Too» и «Ударник», иногда забравшись на ветвистый карагач, смотрел «взрослые» фильмы, демонстрировавшиеся в летнем кинозале... С радостным криком «Поливашка!» вместе с такими же босоногими сорванцами кидался наперерез поливочной машине и, окатываемый с ног до головы мощными струями воды, бежал до следующего перекрестка...

Мужская средняя школа № 6, в которой учился Булат, находилась в десяти минутах ходьбы от его дома. Путь в нее лежал через бульвар, и нужно было иметь немало мужества и твердости характера, чтобы гордо, с независимым видом пройти мимо мальчишек, азартно игравших на полянке в какую-нибудь веселую игру. Правда, иногда случалось, что этого мужества у школьника не хватало...

В детстве Булат мечтал стать летчиком, моряком, а чуть повзрослев — геологом. Этому выбору во многом способствовал отец, с ранних лет бравший сына в свои летние экспедиции. Наравне со взрослыми, подросток делил все невзгоды нелегкой кочевой жизни: помогал вьючить лошадей, следил за костром, собирал образцы пород, бил шурфы. Но жизнь в геологической партии — это не только одна работа. Были и длительные переходы по узким горным тропам, где дух захватывает от высоты, и один неверный шаг может стоить жизни, были и песни у костра, и рассказы бывалых геологов об интересных случаях из их жизни, о свойствах горных пород и минералов, о людях этой удивительной профессии. Во время одной из экспедиций произошел случай, который Булат запомнил на всю жизнь: «После целого дня работы, когда все крепко устали, он (отец. — А. К.) попросил Булата взобраться на каменистую кручу и взять еще несколько образцов. Двенадцатилетний Булат легко это сделал, но когда спускался вниз, решил столкнуть рюкзак, чтобы не тащить его за плечами. Ожидал похвалы за сообразительность, получил жестокую взбучку.

«Запомни: легко и просто ничего не дается. Схитрил — и вот уже не образцы, а каменное крошево. Завтра снова полезешь — так крепче запомнишь, что каждый должен нести свой рюкзак сам»2.

Беспокойная профессия геолога накладывала отпечаток на условия жизни семьи. В начале 50-х годов Абдулла Мунайтбасович получил новое назначение — его направили на работу в Заполярье. Сборы были недолгими, и вот уже спустя месяц Булат вместе с отцом месил сапогами грязь на далеком Кольском полуострове. Природа здесь была совсем иной — невысокие сопки, реки, озера, болота... Поражали своей бескрайностью таежные просторы, бездонные чаши озер, громадный, словно застывший багровый диск солнца на горизонте.

Вначале жили в Пин-Озере, а затем в небольшом поселке Ковдоре, расположенном почти у самой границы с Финляндией. Зима в этом заснеженном краю царствовала долго — более полугода, поэтому пришлось осваивать лыжи, коньки, санки. Вместе со своими новыми друзьями Булат строил снежные крепости, играл в снежки, лихо скатывался с крутых склонов сопок на лыжах.

Учась в школе, Булат стал посещать хоровой кружок, освоил нотную грамоту. Если раньше он не придавал пению особого значения, то теперь оно доставляло ему явное удовольствие и с каждым днем все сильнее захватывало и увлекало. Звонким мальчишеским голосом он распевал популярные тогда песни «Севастопольский вальс», «Подмосковные вечера» и другие. В Кировске на областном конкурсе художественной самодеятельности школьник из отдаленного поселка занял второе место. Это была первая награда Булата Минжилкиева, полученная им за песню. Однако готовился он стать геологом... К этому были серьезные основания: как и в Киргизии, так и здесь в Заполярье, Булат каждое лето уходил с отцом в геологические партии. В 16 лет, успешно сдав необходимые нормативы, Булат получил квалификацию бурового мастера.

И все же Булат не стал геологом. Жизнь распорядилась по-своему. По-видимому, любовь к музыке, к театру была заложена у будущего певца еще в ранние годы. Может быть, сказалось то, что в доме Минжилкиевых нередко бывали в гостях известные народные певцы и музыканты, такие как, например, Муса Баетов, и своим вдохновенным искусством тронули сердце впечатлительного мальчика? Или, возможно, оставило неизгладимый след в детской душе посещение оперного театра?

Первый раз Булат попал в оперный театр, когда ему было десять лет. «Это было одно из самых ярких впечатлений детства,— вспоминает певец. — В театр привела меня близкая нашей семье балерина Чолпон Джаманова. В тот вечер показывали «Ай-чурек»— первую киргизскую национальную оперу, написанную по мотивам эпоса «Манас». Волшебный мир театра поразил меня. Здесь все было необычно: внешний облик артистов, их действия и поступки, костюмы и декорации, обилие света и красок. Все время звучала музыка — она, кажется, была мне знакома, но исполнялась совсем по-иному. Удивило и то, что артисты между собой не разговаривали, а пели. И, конечно, вызвало мое восхищение появление на сцене всадников на конях и последовавшая затем сцена поединка... Вторая встреча с театром произошла четыре года спустя. Во время летних каникул отец взял меня с собой в Москву, и как-то вечером мы пошли с ним в Большой театр на оперу Мусоргского «Борис Годунов». Бориса пел Пирогов. И хотя я в то время не очень разбирался в оперном искусстве, но тем не менее, пение и игра Пирогова настолько поразили меня, что я и сейчас не могу забыть того потрясения, которое я пережил тогда».

Как ни парадоксально, но тем, что Булат стал певцом, он отчасти обязан и геологии — ведь жизнь в экспедиции невольно располагала к пению. «У нас, как бывало, — вспоминал впоследствии Минжилкиев, — едешь на лошади один, а кругом на десятки километров ни души. Чтобы не скучать поешь... Да и не так страшно, если орешь во все горло»3.

В 1957 году Булат окончил среднюю школу. К этому времени у него созрело окончательное решение посвятить себя музыке, пению и, несмотря на возражения отца, осенью этого же года он подал документы в хоровую студию при Киргизском театре оперы и ба­лета во Фрунзе. Этому важному в жизни будущего певца шагу во многом способствовал дядя Булата — тромбонист театра 3.Мамбеталиев (впоследствии — заслуженный деятель искусств Киргизской ССР, профессор).

Успешно сдав приемные экзамены, Булат был включен в число учащихся студии.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Книга посвящена жизни и творчеству солиста Киргизского академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева, народного артиста СССР булата Минжилкиева. iconУтреннее заседание
Первая сессия Курултая крымскотатарского народа V созыва проходила 7-9 декабря 2007 года в г. Симферополе в помещении Крымскотатарского...
Книга посвящена жизни и творчеству солиста Киргизского академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева, народного артиста СССР булата Минжилкиева. iconЗнаменательные и памятные даты Восточно-Казахстанской области на 2013 год
Абайского района, Заслуженного артиста рк, певца-композитора, актера казахского драматического театра имени Абая (г. Семей) Болата...
Книга посвящена жизни и творчеству солиста Киргизского академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева, народного артиста СССР булата Минжилкиева. iconЯнвар ь
Е. И. Ташкова (1927), российского кинорежиссера, сценариста; Заслуженного деятеля искусств рсфср (1980), Народного артиста России...
Книга посвящена жизни и творчеству солиста Киргизского академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева, народного артиста СССР булата Минжилкиева. iconКнига посвящена разоблачению мистификаций и мошенничеств очередного лжепророка, мессии и Бога самозванца в одном лице Григория Грабового. Авторы подробно анализируют механизм всех «чудес»
Книга посвящена разоблачению мистификаций и мошенничеств очередного лжепророка, мессии и Бога самозванца в одном лице – Григория...
Книга посвящена жизни и творчеству солиста Киргизского академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева, народного артиста СССР булата Минжилкиева. iconКнига получилась очень личной, рассказывающая о моей уфологигической жизни на протяжении более семи лет, это можно сказать отчет о моих исследованиях в области уфологии. Я не претендую на создание себе пиара, в «Уфологической жизни»
Книга Уфологическая жизнь была написана еще год назад и за это время была подвергнута ряду изменений добавлений. Первое издания вышло...
Книга посвящена жизни и творчеству солиста Киргизского академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева, народного артиста СССР булата Минжилкиева. iconБентли Э. Б46 Жизнь драмы / Перевод с англ. В. Воронина; Предисловие И. В. Минакова
Книга предназначена студентам творческих вузов, где в популярной форме излагаются основы драматургии, и всем тем, кого интересует...
Книга посвящена жизни и творчеству солиста Киргизского академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева, народного артиста СССР булата Минжилкиева. iconКнига продолжение монографии Б. А. Рыбакова "Язычество древних славян"
Книга продолжение монографии Б. А. Рыбакова "Язычество древних славян", вышедшей в 1981 г. Она посвящена роли древней
Книга посвящена жизни и творчеству солиста Киргизского академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева, народного артиста СССР булата Минжилкиева. iconОсновы кредитной системы обучения в казахстане
Книга предназначена для студентов, магистрантов, докторантов, преподавателей, руководителей высшей школы, сотрудников научных организаций...
Книга посвящена жизни и творчеству солиста Киргизского академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева, народного артиста СССР булата Минжилкиева. iconПер сэ
Книга посвящена теоретическим разработкам Ш. Ференци в области психоанализа. Разбираются понятия интроекции и проекции, на основе...
Книга посвящена жизни и творчеству солиста Киргизского академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева, народного артиста СССР булата Минжилкиева. iconУтверждаю Заместитель Главного Государственного санитарного врача СССР а. М. Скляров 18 января 1991 г. N 5312-91
Ссср нормативных документов санитарного законодательства, Госстроя СССР и Госстандарта
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©kzdocs.docdat.com 2012
обратиться к администрации
Документы
Главная страница